Кроме того, и.о. директора КГУ «Психолого-медико-педагогическая консультация» г. Алматы Эльмира Акчулакова на брифинге Региональной службы коммуникаций подробно объяснила порядок проведения психолого-медико-педагогической консультации детей с таким заболеванием.
По словам спикера, актуальность разработки программы психолого-педагогического обследования и консультирования детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра (РАС) в психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) обусловлена постоянным увеличением количества детей данной категории и отсутствием отечественных программ психолого-педагогической диагностики аутизма, а также необходимостью реформирования деятельности ПМПК в условиях развития инклюзивного образования и повышения качества оказания услуг населению по обследованию и консультированию детей с особыми образовательными потребностями.
«Согласно Государственной программе развития образования на 2020-2025 гг., «психолого-медико-педагогические консультации перейдут от «медицинской» к «педагогической» модели». Социально-педагогическая модель в деятельности ПМПК реализуется через следующие механизмы: введение новых направлений, таких как оценка особых образовательных потребностей и определение специальных условий обучения для ребенка; увеличение психолого-педагогического вклада в оценке проблем развития ребенка, трудностей обучения, воспитания и социальной адаптации; внедрение социально-педагогической классификации детей, исключающей применение медицинских диагнозов в заключении ПМПК и определяющей объем и характер образовательной и психолого-педагогической помощи; расширение объема консультативной помощи родителям по развитию и воспитанию детей», - отметила и. о. директора КГУ «Психолого-медико-педагогическая консультация» г. Алматы Эльмира Акчулакова.
По ее словам, применение Программ обследования детей с аутизмом в ПМПК позволит:
- установить объем и требования к проведению психолого-педагогического обследования детей с аутизмом и РАС;
- стандартизировать порядок проведения обследования и консультирования;
- оптимизировать применение различных методов, методик, тестов в ходе обследования;
- обеспечить условия для объективного и точного анализа результатов обследования и точности оценки развития ребенка;
- повысить качество обследования детей и консультирования родителей.
Спикер также рассказала о порядке проведения комплексного обследования в ПМПК.
Во-первых, уточнение жалоб и запроса родителей осуществляет регистратор ПМПК, который спрашивает: какова причина обращения в консультацию; по своей инициативе или направлению врачей, педагогов, психологов, воспитателей; что беспокоит в развитии ребенка (жалобы родителей); что ожидают получить от консультации.
Во-вторых, сбор медицинского и социально-психологического анамнеза и выяснение социальной ситуации развития ребенка осуществляется любым специалистом консультации согласно установленной форме Типовых правил деятельности ПМПК; врачом-психиатром, если характер запроса родителей (проверить, подтвердить или исключить аутизм у ребенка) и/или жалоб на развитие и поведение ребенка позволяет подозревать риск аутистического расстройства.
К этим жалобам относятся: трудности общения и взаимодействия с ребенком: не откликается на имя, словесные обращения, не стремится и слабо общается с близкими, не привлекается к совместным действиям и игре; предпочитает быть сам по себе; задержка речевого развития: ребенок не обращает внимания на речь (как будто не слышит или не понимает); отсутствие речи; необычность игры - не играет с детскими игрушками и типичные детские игры; характерны необычные игры, занятия, действия, от которых ребенка трудно отвлечь; отсутствие интереса к игре с детьми, не вовлекается в совместные игры, предпочитает играть в одиночку; стойкая приверженность к постоянству в привычках - может есть только одну и ту же еду, носить одну и ту же одежду, смотреть один и тот же мультфильм и т.д.; непереносимость каких-либо изменений в окружении.
Далее при подозрении на аутистическое расстройство проводится анкетирование родителей и психолого-медико-педагогическое обследование.
Только после этого осуществляется коллегиальное обсуждение результатов обследования и определение особых образовательных потребностей и соответствующих рекомендаций по созданию специальных условий обучения и воспитания в семье, в организациях образования.
После составляется общее заключение ПМПК или решение о необходимости проведения дополнительного обследования (первичное обследование может проводиться в течение одного - четырех приемов), а также проводится консультирование родителей по проблемам развития ребенка, предоставление рекомендаций о путях и условиях их преодоления.
При необходимости проводятся индивидуальные консультации семьи специалистами ПМПК, составляются конкретные индивидуальные рекомендации медицинского, психолого-социально-педагогического характера.