В гостях у АlmaLife  Айнур Аханова, специалист по развитию бизнеса inDrive в СНГ.

Ahanova- Скажите, Айнур, осуществилась ли частичная релокация inDrive в Казахстан, как предполагалось ранее? И какой процент составляют российские сотрудники в офисах Астаны и Алматы?

- Да, на сегодняшний день релокация inDrive в Казахстан в значительной степени завершена. Сейчас в Казахстане расположен крупнейший операционный хаб inDrive, который регулирует всю деятельность компании по региону СНГ. Хаб является автономным, офисы компании расположены в городах Астана и Алматы.

Сейчас в Казахстане работает около тысячи сотрудников разных специальностей и профессиональных уровней – от линейных менеджеров до руководителей высшего звена, часть из которых была релоцирована. Много и локальных сотрудников не только из Казахстана, а в том числе и из других стран СНГ. Так как несмотря на то, что inDrive – это международная компания, нам важно иметь сильную локальную экспертизу в каждой из стран своего присутствия.

- А как развивается компания в условиях довольно сильной конкуренции?

- inDrive присутствует в более 700 городах 47 стран мира, и мы не понаслышке знаем, что такое “сильная конкуренция”. И успешно выдерживать эту конкуренцию нам помогают наши ценности и миссия – challenge injustice – бросать вызов несправедливости.

Как это происходит: мы находим сферы, где присутствует монополист, который устанавливает высокие цены, и действуем там от обратного: предлагаем самую низкую комиссию и самые справедливые условия - заказчик и исполнитель договариваются между собой о цене, мы в данном процессе не участвуем. Людям это отзывается, они активно пользуются нашим приложением и рекомендуют наш сервис своим родным и близким. Такая модель особенно актуальна в наши дни, когда прозрачность (или ее отсутствие) – это лейтмотив всей технологической эпохи.

Можем с уверенностью сказать, что у нас это отлично получается. По данным международной платформы мобильных данных data.ai, по итогам 2022 года inDrive стал самым быстрорастущим сервисом в мире по числу загрузок приложения и уже второй год подряд остается вторым самым скачиваемым приложением для городских поездок во всем мире.  

Сейчас inDrive – это уже не просто сервис городских поездок, а целая платформа транспортных и городских услуг. Мы предлагаем поездки по городу и между городами, курьерскую доставку, грузовые перевозки, сервис поиска работы и мастеров для решения бытовых вопросов, автопомощь на дороге и др.

- Это действительно так. А можете ли вы назвать свои услуги самыми выгодными на рынке?

- У inDrive самые справедливые цены, потому что они определяются между водителем и пассажиром, между заказчиком и исполнителем. Итоговая цена - это золотая середина, которая устроила обоих участников торга.

И пассажиру, и водителю мы даем не просто возможность договориться, а свободу выбора. У пассажира есть свобода выбрать с кем он поедет, на какой машине и за какую цену. А у водителя есть свобода взять заказ или отказаться, ведь он изначально видит точку А и точку Б, а также возможность предложить в ответ свою цену. Все в выигрыше!

При этом такой алгоритм работы не только дает прозрачности процессу, но и позволяет конкурировать водителям за пассажиров, и так же в обратном порядке – пассажиры конкурируют за водителей, и первым уезжает тот, кто предлагает более высокую стоимость и имеет хороший рейтинг. Такой принцип действует во всех наших сервисах, будь это междугородние поездки, курьеры или мастера. Каждый из исполнителей автономно оценивает стоимость своих услуг и сам выбирает заказчика.

- На мой взгляд, самое привлекательное в inDrive то, что ценой поездки управляет пассажир, а не закрытый алгоритм сервиса такси. Не теряется ли выгода компании?

- Наоборот! Мы берем низкий сервисный сбор. Это очень нравится пользователям, они советуют друг другу inDrive и число наших пользователей неуклонно растет. Сегодня через сарафанное радио к нам приходит больше пользователей, чем через маркетинговые кампании. Наши отношения с водителями или другими исполнителями взаимовыгодны, ведь сотрудничая с нами они получают больше дохода, чем если бы сотрудничали с конкурирующими компаниями.

Почти за 10 лет присутствия на рынке Казахстана, мы создали уже целое сообщество людей, которые могут получать доход, оказывая разные услуги для жителей городе, будь то мелкий домашний ремонт или поездка в соседний город. Мы вкладываем все усилия в комфорт наших пользователей.

- Айнур, не секрет, что время до 9.00 и до 19.00 – золотое для такси, а еще дождь, снег и другие природные «радости». Как у вас обстоят дела со «справедливой» ценой?

- Ежедневные часы пик или неблагоприятные погодные условия – это стандартное время, когда спрос сильно превышает предложение и, как следствие, идет повышение стоимости поездок. inDrive – не исключение. Однако, в отличие от других сервисов мы не контролируем  насколько дорожает услуга. Стоимость услуги – это вопрос договоренности между пассажиром и водителем. У нас ясный и прозрачный механизм ценообразования, который никак от платформы не зависит. Тут работают чисто рыночные механизмы.

- Любопытно, с какими крупными компаниями работает служба доставки inDrive в Алматы и Астане?

Как и у сервиса поездок, основная задача inDrive Курьеры – это предоставить ясный и понятный сервис курьерской доставки. При этом, курьерами могут выступать как физические лица без машин (пешие курьеры), так и водители.

Основными заказчиками сервиса являются представители малого и среднего бизнеса, так как для них важны такие критерии, как невысокая стоимость, быстрая доставка и, главное, возможность легко распределить нагрузку во время пиковых часов. То есть им больше не нужно иметь одного курьера в штате, который утром сидит без дела, а в обед не успевает по семи адресам. 

К тому же, сейчас мы пробуем масштабировать формат услуги, выйти за пределы города  и сделать ее междугородней, так как inDrive имеет лидирующую позицию в сфере междугородних поездок. Пилотный проект запущен в Мангистауской области, и при успешной реализации мы будем его масштабировать на весь Казахстан.

-  Решение выпустить приложение на казахском языке было принято сразу при выходе на казахстанский рынок? Будет ли приложение прирастать функциями?

- inDrive запустился в Казахстане в 2014 году. Это была первая страна, куда компания вышла после основного запуска.

Запуск в Казахстане прошел успешно, и компания сфокусировалась на экспансии в другие страны. Такая стратегия позволила значительно расширить географию присутствия, но не позволяла фокусироваться на локальных улучшениях. Поэтому локализация inDrive на казахский язык произошла позднее, как только появились дополнительные ресурсы, произошла локализация inDrive на казахский язык.

В целом, за 10 лет своего существования inDrive значительно расширил перечень предлагаемых услуг на платформе. Как я уже сказала, это и поездки, и курьерская доставка, и поиск работы, и другое. К тому же, Казахстан, в силу своей технологической продвинутости, служит неким полем, где мы тестируем новые сервисы и дальше масштабируем их на другие страны. Так было, например, с сервисом поиска работы inDrive.Работа, который мы сейчас запускаем в Мексике после его успешного теста в Казахстане. Это сервис поиска работы, ориентированный на рабочий класс и сферы с высокой кадровой текучестью. Его особенность в том, что он представляет из себя не только текстовое описание основных должностных функций, но и фото и видео места и условий работы. За полгода работы клиентами сервиса стали крупнейшие бренды –  Beeline, KFC, Home Credit Bank, Kcell, Freedom Mobile, онлайн-супермаркет Arbuz, Magnum, Helios, «Казахтелеком», «Отбасы Банк», Wildberries, SINOOIL, Europharma и многие другие.

- И еще немаловажный вопрос: как компания обеспечивает безопасность своих пассажиров?

- Безопасность пользователей – это наш главный приоритет. Мы постоянно уделяем этому внимание и активно работаем над повышением качества услуг и доверия наших пользователей. Что именно мы делаем для этого? Во-первых, мы регулярно проводим проверки, внимательно следим за всеми жалобами и принимаем все необходимые меры. За нарушения условий работы на платформе мы принимаем различные меры наказания вплоть до блокировки без права на восстановление. Однако таких случаев мало, меньше одного процента от общего числа всех жалоб.

Если же говорить о более конкретных мерах, то осенью мы запустили исследование по повышению контроля качества наших услуг, которое происходит в виде опроса пассажиров о самых критичных моментах, касающихся безопасности, таких как приезд другой машины вместо заявленной, другого водителя и пр. Проект оказался успешным — все метрики, показывающие удовлетворенность пассажиров качеством услуг, удалось улучшить на 30%. Теперь он запущен и в других городах Казахстана.

С точки зрения киберзащиты, в начале 2023 года мы стали партнерами глобальной кампании SHIELD. Технология Device Intelligence, которую предоставляет эта компания, позволяет бороться с мошеннической активностью – блокировать фальшивые аккаунты, предотвращать создание аккаунтов-клонов, блокировать работу “автокликеров”. 

Ну и, конечно, у нас все пользователи верифицированы, поэтому на платформе отсутствует анонимность, а это важный критерий безопасности. Также исполнителя или заказчика всегда можно выбирать не только по цене, но и по отзывам от других пользователей, рейтингу и другим критериям.

- Как отбираются или готовятся водители, которые пользуются вашим сервисом? Есть ли какие-то особые требования?

Мы сотрудничаем только с водителями, которые прикреплены к таксопаркам. Таковы требования закона. Чтобы начать пользоваться inDrive, водителю нужно скачать приложение, подтвердить личность и стаж вождения, предоставить необходимые документы. Это довольно стандартные условия, которые используют все подобные сервисы.

- А есть ли в планах компании подготовка водителей для inDrive в Казахстане?

- Тут важно уточнить, что подготовкой водителей мы не занимаемся, для этого есть сертифицированные государством автошколы, которые учат молодых водителей, которые позже сдают экзамены в СпецЦОНе. У нас как у частного сервиса нет и не может быть полномочий для такой деятельности.

 Однако мы реализуем обучающие инициативы, посвященные культуре общения с пассажирами, общей культуре поведения. Хотим, чтобы наши пользователи были воспитанными, деликатными и обходительными. 

- Хотелось бы узнать, участвует ли inDrive в благотворительных проектах в Казахстане?

- inDrive активно развивает проекты в сфере образования, спорта, искусства, гендерного равенства и др. В 2022 году на личной встрече с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым об этом рассказывал основатель inDrive Арсен Томский. Например, в сфере образования мы развиваем проект StarTeam – подготовка талантливых детей к поступлению в ведущие мировые вузы, через обучение детей в онлайн-школе Crimson Global Academy, предоставляющей право прямого поступления в топовые университеты мира.

Также есть другая образовательная программа для детей из детских домов и малообеспеченных семей – BeginIT, в рамках которой дети могут обучаться на онлайн-платформе, участвовать в профориентационных встречах с сотрудниками inDrive, фестивалях и хакатонах. За 2022 год к проекту подключились более 250 школьников из 17 регионов Казахстана. Для детей из отдаленных регионов у этого проекта действует программы наставничества и корпоративного волонтерства. В Казахстане проект реализуется в сотрудничестве с образовательным фондом iQanat.

Другой, не менее яркий пример – проект по развитию детского спорта Supernovas, суть которого заключается в открытии бесплатных секций футбола для детей в городах с населением менее 50 тыс. человек. На сегодня у проекта 4 действующих детских клуба в 4 областях страны, в котором занимаются около 200 детей в возрасте от 6 до 13 лет. Проект нацелен на воспитание у детей стремления к личностному развитию через спорт. 

И это только часть всех некоммерческих инициатив, которые реализует inDrive. Помимо этого, есть проект по поддержке гендерного равенства – Aurora Tech Award, программа поддержки искусства и кино, а в планах есть и открытие целого Университета Sinet.

Через реализацию таких некоммерческих инициатив мы продолжаем следовать нашей миссии борьбы с несправедливостью, создавая социальные лифты, предоставляя возможность иметь равные условия всем участникам и предпринимая целенаправленные шаги в образовании, спорте, искусстве и науке, гендерном равенстве и других сферах.

- Айнур, спасибо за интересное интервью. Успеха и процветания вашей компании!

С Айнур Ахановой, специалистом по развитию
бизнеса inDrive в СНГ
беседовала Лена Баянова.