Единственный концерт-спектакль «Паганини» в новом Almaty Theatre стал сенсацией. Потому что это был необычный симбиоз театральной постановки и концертного исполнения, и потому что играл в нем выдающийся скрипач современности Роман Ким.

Волей-неволей приходят мысли о переселении душ. Никколо и Роман. Та же бешеная энергетика, то же стремление сделать что-то иначе, смелые эксперименты со струнами, смычком, который длиннее обычных, такой же был и у Паганини, и совершенно фантастическими очками, в которых он выступает.

- В очках две призмы, преломляющие свет, они дают стереоскопическое видение. Когда взгляд устремлен через призму, происходит расфокусировка зрения, это дает расслабление, как при усталости, и вместе с тем вызывает высокую концентрацию мозговой деятельности. Но это объяснение - если грубо рассуждать о воздействии очков. На самом деле есть более тонкие вещи. Это как стереоскопическая картинка – вдруг видишь что-то еще, за гранью. Сложно говорить о невидимых вещах, это связано с внутренним мышлением. Мы делали эксперименты в Сеуле, в Корее, в Германии. Когда я в этих очках, то забываю про руки, они просто выполняют то, что вы видите здесь. С помощью очков я могу максимально погрузиться в себя, чтобы больше дать слушателям, - поделился Роман Ким.

И хотя Роман признался, что любимым его композитором остается И.С.Бах, незримое присутствие Никколо Паганини ощущалось во время работы над этим проектом.

Роман Ким исполнил сочинения Никколо Паганини в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра РК под управлением Каната Омарова.

- До сих пор меня занимает эта личность, - рассказал Роман. - Паганини – новатор, он сам усовершенствовал свои инструменты, экспериментировал со струнами, смычками. Паганини в молодости играл на очень толстых виолончельных струнах и на длинных смычках. В конце жизни – на обычном смычке и очень тонких струнах. И я иду по этому пути, потому что мне интересны эти вещи. Переделываю струны, играю на нетипичных смычках. Читаю письма Паганини. Раньше я некоторые моменты не понимал, но сейчас мне открываются его мысли. В истории скрипачей-экспериментаторов Николо Паганини – единственная подобная личность

Постановщик концерта-спектакля - Наташа Дубс, режиссер, художественный руководитель Немецкого театра. Автор идеи и организатор проекта - Таир Каримов. Роль Паганини блестяще сыграл Рауф Хабибуллин, актер академического русского театра драмы имени Лермонтова.

Рауф за часы прожил наново жизнь известного музыканта, страдал, упивался славой, получил титул скрипача дьявола, был мужем и отцом, рос и старел со своим героем.  И жизнь на сцене шла через живую музыку, которую виртуозно исполнял Роман Ким.

- Участие в международном проекте «Паганини» очень меня вдохновило. Совершенно фантастический Роман Ким и симфонический оркестр под руководством Каната Омарова, очень простой, но проникновенный сценарий профессора из России, наша скромная, но такая талантливая Наталья Дубс. Думаю, что искусство XXI века именно такое – оно с легкостью интегрирует в себя разные жанры, новые технологии, объединяет талантливых людей со всего мира. Когда в проекте объединяются профессионалы – становится не принципиальным то, как долго вы репетировали вместе. Главное, что каждый по себе сложившаяся творческая единица. Отчасти, я так быстро вжился в образ Паганини, потому что в театре имени Лермонтова я играю Фигаро. Пластика, антураж этого персонажа  местами проглядывали в театрализованном концерте «Паганини», даже длина волос оказалась весьма кстати! А вот еще одна интересная деталь – реквизит и часть моих костюмов в «Паганини» были позаимствованы из легендарного спектакля «Амадей» 1985 года, в котором играл великий Лев Темкин. Такая вот получилась замысловатая отсылка, скрытая от глаз непосвященной публики, к другому музыкальному гению, Моцарту, - рассказал Рауф Хабибулин.

Автор проекта Таир Каримов рассказал:

- Мы составили собственное представление о музыканте. Не претендую, что создали правильный образ, но это наш взгляд. Мы работали с искренним сердцем. Каким бы ни был колким и странным Никколо Паганини, но произведения говорят об ином, если захотеть подобное услышать в его музыке.

- Этот проект – путешествие в эпоху Паганини, через музыку и театр. По словам самого Никколо, его научили сочинять музыку внутренним слухом. Для меня этот проект ценен тем, что дал возможность еще раз проникнуть в историю этого неординарного музыканта и услышать великолепное исполнения Романа Кима. Надеюсь, этот необычный жанр подачи материала будет у нас развиваться, - отметила режиссер проекта "Паганини" Наталья Дубс.

Скрипка пела и плакала, скрипка пугала и завораживала. В зале замерло время и опустилась облаком тишина. Которая взорвалась потом, в конце неистовыми овациями. Никколо был здесь.

Фото Михаил Васильев