Убежище, укрытие, потайные стены – задняя часть дома, на несколько лет ставшая возможностью жить семье, скрывающейся от нацистов. Жизнь в темной тишине, где каждый стук или скрип половицы – волна страха. Где мир – лишь в пыльном кусочке чердачного окна. Где весна, и лето, и зима –тихими стенами старого дома. Где откровенный разговор, с чувствами, эмоциями, смехом не с ровесниками, а с дневником. Но он расскажет обо всем. Дневник. Потом. После.

ГАТОБ открыл новый 87 сезон монооперой «Дневник Анны Франк». Премьера должна была состояться еще в мае, ко Дню Победы, но коронавирус и в работу театров внес свои коррективы, отодвинув первый показ на октябрь.

Эта постановка оперного спектакля ломает все стереотипы: сцена становится зрительным залом, герои проживают свою жизнь не просто рядом – зритель присутствует в этой жизни также, как читатель, увлеченный действом, разворачивающемся на страницах книги. Все здесь и сейчас. И слова, те слова из дневника девочки Анны Франк, не измененные, как есть, звучат и шепотом, и тихим криком, с затаенной болью и искренней детской радостью, они идут монологом сложнейшей музыкальной темы на фоне музыки, отражающей состояние времени. В музыке Григория Фрида звучат цитаты Шостаковича и Шнитке, на подсознании погружая слушателя в определенный временной период истории. А удивительные сопрано Венеры Алпысбаевой и Надии Наденовой не дают отвлечься от бесхитростного рассказа ребенка о том, как простая семья пыталась спастись от Холокоста. Более двух лет люди провели в вынужденном затворничестве, спасаясь от отправки в концлагерь. Родители, Анна, ее сестра Марго. Режиссер-постановщик Алексей Смирнов ввел в моноспектакль еще одну героиню – сестру Анны, разделив между героинями сольную партию, и получилось это так плавно и естественно, чему, конечно, помогли проекции архивных фото. Вот девочки на семейных фотографиях и на сцене старшая надевает очки, обнимает младшую. Все удивительно органично.

В дневнике Анны Франк есть запись: «Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи… Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось — старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход».

Убежище не спасло и этих людей. Чей-то подлый донос отправил их в концлагерь, откуда выйти удалось лишь отцу. А Анна ушла. В финале спектакля она уходит со сцены в молочный туман зрительного зала по узкому мостику, ведущему в неизбежность. И это самая сильная сцена спектакля.

В Алматы впервые звучит не только эта опера, вообще документальная опера как жанр.

- Сегодня это одна из самых актуальных и самых миролюбивых опер, какая только была создана в XX веке, - считает Ая Калиева, директор ГАТОБ. – К сожалению, она почти не ставится на постсоветском пространстве, но идет в Германии, Израиле, России. И вот теперь у нас. До конца года спектакль будет показан только дважды, 11 и 15 октября. Но возобновится в январе и, конечно, в мае, ко Дню Победы.

Автор: Лена Баянова
Фото: Владимир Акуленко