26 марта 2022 г.в 16.00 в Государственном музее искусств РК им. Абылхана Кастеева в рамках программы Ümit Центра современной культуры «Целинный» пройдет дебютная выставка молодой художницы из Алматы Вероники Тришиной «Я смотрю в окно и вижу море».

Выставка обретёт иммерсивную форму благодаря приданию нового зрительного образа выставочному залу «Периодика». Целью инициативы Ümit является выявление новых имен в казахстанском искусстве, и поддержка молодых художников локальной художественной сцены.

О выставке

Отправной точкой для создания персональной выставки стало импульсивное желание художницы погрузиться в образ зимнего моря. В данном проекте Вероника расширяет описание своего опыта, включая в него реконструкцию сновидений и приглашая в дрейф по сюрреалистическому морскому городу.

Экспозиция происходит на условном море, которое случайным образом оказалось ближайшим на карте. Подобным образом в истории искусств мыслили художники ситуационисты, составляя неожиданные маршруты в поисках трансцендентного опыта, размывающего границы между сном и реальностью.

Путешествие полное символизма можно рассматривать как дневник, фиксирующий опыт «океанического чувства». Центральной работой выставки является двухканальное видеоэссе. «Я смотрю в окно и вижу море» – это продолжение и развитие серии о ностальгии по фантомным воспоминаниям.

Переживание возвышенного в мировой литературе отражается в работах писателя и мистика Ромена Роллана – как чувство, часто возникающее при созерцании океана. Роллан описывает термин «океаническое чувство» в переписке с Зигмундом Фрейдом – как ощущение вечности, сравнимое с религиозным экстазом. 

О художнице

Весной 2021-го года Центр Современной Культуры «Целинный» объявил открытый конкурс. В результате нескольких этапов отбора к участию в программе Ümit была приглашена художница Вероника Тришина. В рамках программы она получила консультации от Марты Киршенбаум, Барта де Баре, Паяма Шарифи, Катерины Корзак, Натальи Серковой, Александра Угай.

Художница живёт и работает в г. Алматы. В своей практике она объединяет документальную фотографию, цифровые коллажи и создание фильмов. Художественные исследования Тришиной сосредоточены вокруг концепций памяти, телесности, и отождествления себя с тревожным образом бьющихся волн.

Представленные на выставке работы созданы на основе дневника путешествия в Актау. Основным нарративом персональной выставки Вероники стало импульсивное желание погрузиться в образ зимнего моря.

О программе Ümit

Отбор заявок проводил консультационный совет с международным опытом и вовлечением в казахстанский художественный контекст. Аятгали Тулеубек, Гайша Маданова и Алия де Тизенгаузен, представляющие отборочную группу, поделились мнением о развитии среды современного искусства, вопросах художественного образования и устойчивости культурных проектов.

Аятгали Тулеубек — казахстанский художник, живет и работает в Осло. Его художественная практика сосредоточена на вопросах, касающихся технологий. Помимо своей художественной деятельности Аятгали также работает куратором – в 2013 году он был одним из кураторов павильона ЦА на Венецианской биеннале, а также с 2014 года курирует выставки в PODIUM в Осло.

Доктор в области искусствоведения Алия де Тизенгаузен — независимая исследовательница советского и постсоветского искусства Центральной Азии. Автор книги Central Asia in Art:from Soviet Orientalism to the New Republics, I.B. Tauris, 2016. Доктор де Тизенгаузен получила докторскую степень в Courtauld Institute of Art в Лондоне в 2010 году.

Гайша Маданова — художница, работает с различными медиа, в разной технике (печать, объекты, цифровые медиа, инсталляции). Ее интересуют темы наблюдения, тела как выражения внутреннего «я», стратегии преобразований и смещений. Окончила архитектурный факультет Алматинского колледжа строительства и менеджмента и Мюнхенскую академию художеств. Соосновательница международного арт-коллектива Artpologist и первого концептуального казахстанского журнала об искусстве ALUAN.

Выставка продлится до 29 апреля 2022 г.

Ссылки:  Сайт центра: http://tselinny.org

 

Куратор выставки Анвар Мусрепов