Наурыз – один из самых древних праздников в мире. Символизируя пробуждение новой жизни, он одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Наурыз гармонично вошел в современность, став значимым событием, выражающим преемственность традиций прошлого и настоящего.
Через искусство имеете свет
Н.К. Рерих
3 марта 2023 г. в Государственном музее искусств им. А. Кастеева открылась выставка «Узоры весны» приуроченная к празднику Наурыз. Выставка имеет уникальный статус. В экспозиции одновременно экспонируются произведения живописи, современного и традиционного декоративно-прикладного искусства из фондов музея.
За всю историю музея многие произведения, вошедшие в экспозицию, выставляются впервые. В частности это касается монументальных сюжетных гобеленов, созданных артелью «Ковровщица», открывшейся в 1936 году правительством СССР. С нее и началась история казахстанского гобелена. Это был грандиозный коллективный труд профессиональных художников и народных мастериц, для которых ткачество ковров и других тканых изделий было делом естественным, входившим в их жизнь с самого детства. В разработке эскизов для гобеленов принимали участие многие известные казахстанские художники – А. Кастеев, Н. Цивчинский, А. Исмаилов, Г. Исмаилова. Для исполнения приглашались самые искусные мастерицы, хорошо владевшие казахским ручным ткачеством.
С 1960 года артель была преобразована в «Алма-Атинскую коврово-ткацкую фабрику». С 1972 года предприятие стало называться «Алма-Атинская ковровая фабрика им. Терешковой В. В. Фабрика имела 7 основных и вспомогательных цехов и участков. В 1962 году ручные ткацкие станки были заменены механическими. Фабрика выпускала различные ковры и дорожки машинной выработки, ковры ворсовые ручной выработки. По специальным заказам фабрика изготовила ковры с портретным изображением Абая, Жамбыла, М. Ауэзова, С. Сейфуллина, С. Муканова и других видных деятелей литературы и искусства. В 1992 году фабрика была приватизирована и преобразована в частное АО «Алматы килем». Перед ликвидацией была оснащена современным германским оборудованием. Сегодня ковровой фабрики к сожалению не существует. С 2007 года производственные площади используются под торговый центр Тумар и Сулпак [1].
В экспозиции три гобелена артели – «Пляшущие девушки» 1938 г., «Баян-Сулу» 1948 г., и «Весна» 1956 г. Гобелен «Весна» выполнен в ярких тонах. Перед нами жизнеутверждающий сюжет – это юность, ликование, торжество жизни, радость весне и гармония человека и природы. Водопад каскадами падает на камни, разлетаясь брызгами, высокие ели устремлены к небу, земля оделась в свой цветочный наряд, по небу бегут кучевые облака. Взор притягивает растворяющаяся в воздушной перспективе даль. Тематика сюжета соответствует духу соцреализма.
Следующий этап развития и расцвета национальной школы гобелена приходится на 70-е годы XX века. Одним из первых, кто стоял у истоков эры гобелена в Казахстане – Курасбек Тыныбеков – член Союза художников СССР, талантливый художник, с самобытным и неповторимым авторским стилем, основанным на гармоничном слиянии национальной традиции с новаторскими идеями. Он родился в 1947 г. в Чимкентской области, в 1971 г. окончил Государственный институт прикладного и декоративного искусства во Львове (Украина), работал главным художником на фабрике «Тускииз», в институте «Казгипроместпром», параллельно занимался педагогической деятельностью в Алматинском художественном училище им. Н.В. Гоголя. Несколько лет плодотворно работал заместителем председателя секции прикладного искусства при Союзе художников Казахстана.
Вниманию зрителей представлено два гобелена авторства Курасбека Тыныбекова. В 1975 г. художник создал гобелен «Весна» – это гимн весне, как символу юности и возрождения. Радость и ликование главный лейтмотив сюжета. Умение стилизовать и сочетать конкретные формы и объекты с орнаментальными мотивами, превращая их в единое композиционное целое, свойственны всему авторскому стилю художника. В гобелене «Семья» автор изобразил представителей старшего, среднего и младшего поколения. По центру статично и монументально образ мужчины-отца, главы семейства. Левой рукой он бережно касается играющего на дудочке сына – продолжателя его рода. По обе стороны мужчины изображены женщины – мать и супруга. Их внимание, ракурсы тел, руки вовлечены в некое действо, как символ вечных женских хлопот, для благополучия рода. В обоих гобеленах художник равномерно заполняет все композиционное пространство орнаментальными элементами, представителями флоры и фауны, астральными мотивами. Манере художника характерны плоскостность и декоративность, обобщенность образов. В то же время, беря нечто от ковровых композиций, он вносит элементы объема, первого и второго планов, грамотно использует контрасты.
В плеяду художников по гобелену входит и Амангуль Иханова, больше известная в дуэте со своим супругом Умбетовым Жангиром, как создатель авторской техники по коже «Кошкун». Ее гобелен «Мастерицы» отличается насыщенной цветовой гаммой. На нем, в стилизованной манере, изображены за работой две девушки-ткачихи. В их руках разноцветные клубки ниток, девушки готовят пряжу для ткачества ковра. Ткачество ковров исстари сопровождалось красивыми обрядами. Ковры составляли приданое невесты, их посвящали известным личностям и дарили дорогим гостям. Ракурсы девушек полны изящества, окружающие предметы дополняют композицию. А. Иханова не использует орнамент в чистом виде, но в художественном языке произведения, автор отталкивается от орнаментальной пластики, свойственной казахскому прикладному искусству.
Большой вклад в развитие казахстанского гобелена внесли К.Жуваниязова Б.Заурбекова, И. Ярема, Е. Данилова, А. Иханова, Ж. Крупко, Е. Николаева, А. Обедин, супруги А. и С. Бапановы, Р. Базарбаева, Л. Калимова, М. Муканов, Р. Естемесов, Г. Джураева, А. Кырыкбаева, А. Усентаева и др.
В своих произведениях они обращаются к истории древней кочевой культуры, отображают своеобразие и красоту казахстанской природы, повествуют о трудовых буднях и жизни своих современников. Подобно живописной картине, решают сложные пространственные и колористические задачи, создают многофигурные, тематические, а позднее и абстрактно-символические композиции.
На выставке представлены произведения мэтров Казахстанской живописи. Среди них такие известные имена, как Айша Галимбаева, Гульфайрус Исмаилова, Токболат Тогысбаев, Али Джусупов, А. Сыдыханов и др. Их произведения выполнены в национальной стилистике, узнаваемой авторской манере. В экспозиции выставлены полюбившиеся многим зрителям натюрморты Айши Галимбаевой «Дастархан», «Аяккап», ее тематическое произведение «Радостный день». Теплотой и душевностью веет от полотен Гульфайрус Исмаиловой – «Народная мастерица», «Кумыс. Натюрморт», «Головные уборы».
Экспонируется произведение Али Джусупова «Кюйчи», представителя старшего поколения художников, тонко чувствующего жизнь и красоту природы. В своих портретах А. Джусупов стремился показать сложные многогранные характеры творчески одаренных и духовно богатых людей. Интересны жанровые произведения Зейнеп Тусиповой «Жарят баурсаки», «Женщины аула» из серии «Семейный очаг», так замечательно иллюстрирующие женские предпраздничные хлопоты, где ненавязчиво показана важная для казахского народа традиция оказания взаимопомощи – «асар». Как продолжение национальной тематики звучит произведение Бахыта Бапишева «Символ плодородия».
В экспозиции представлены работы и ныне творящих художников. Например, два живописных полотна Алексея Уткина, с их живой, трепетной фактурой, выполненых в казахской этнической тематике – «В национальном колорите», «Жених и невеста». Декоративны и своеобразны образы в картинах Нелли Бубе. Интересно по своему художественному решению произведение Ботагоз Аканаевой «Праздник-2», выполненное в технике аппликации.
Абдрашит Сыдыханов – основатель знаковой живописи в Казахстане. На протяжении 25 лет он работал художником-постановщиком на киностудии «Казахфильм». На выставке представлена одна из ранних его работ – «Айтыс» 1973 г. Это многофигурная композиция иллюстрирующая состязание двух акынов-импровизаторов. Действо происходит в степи, на фоне юрт и группы всадников, увлеченных национальной игрой. Композицию отличает яркость цветовой палитры, обобщенность, и в то же время подчеркнутая индивидуальность каждого образа. Состязания акынов всегда имели место на больших праздниках и особенно в Наурыз. Они собирали множество зрителей, поднимая всем настроение. При помощи айтыса казахский народ мог донести мысли и чаяния, которые их волновали.
Произведение Исатая Исабаева «На джайляу» 1969 г. повествует о размеренной жизни казахской семьи. Перед большой, белой юртой на красивом войлочном ковре – сырмаке, расположились мужчины. Женщина подает угощение. За юртой у коновязи стоят два коня. Желтые сопки, словно горят на фоне синего неба. Верхнюю и нижнюю части картины украшают орнаментальные полосы.
«Художники передают обобщенное восприятие обычаев и нравов народа, наполняя картины нравственными исканиями, жизнеутверждающим, эмоциональным подъемом, сохраняя сугубо национальные черты. Типические образы всегда соседствовали с эмоциональной приподнятостью изображения, с восприятием описываемого в свете некой идеальной нормы, гармоничной модели бытия. Здесь национальные устремления совпадали с общей атмосферой эпохи. Своеобразие творческой интерпретации заключалось в главном достоинстве художников юга Азии – у них изначально «в крови», от природы заложено стремление к выразительности цветовой гаммы. Поэтому тонкость и изощренность академической школы живописи обязательно была окрашена восприятием ярких красок природы» - пишет искусствовед С.Ж. Кобжанова [2].
В экспозиции экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства казахского народа. Как известно, кочевая цивилизация не создала станковых форм изобразительного искусства, но она создала такое уникальное явление как ковер. В казахских войлочных, вышитых и тканых коврах уже изначально были заложены основы изобразительности, цветовидение и цветовой символизм.
Как известно, кочевая цивилизация не создала станковых форм изобразительного искусства, но она создала такое уникальное явление как ковер. В казахских войлочных, вышитых и тканых коврах уже изначально были заложены основы изобразительности, цветовидение и цветовой символизм.
Масштабные войлочные ковры – текеметы, помещенные близ тематических картин, как живой отзвук минувших столетий, окунает нас в мир добрых кочевых традиций казахского народа. Они привлекают внимание своим художественным решением – на белом фоне, чередование красных и зеленых орнаментов с четким контуром. Изготовление войлока – это один наиболее характерных и самых распространенных видов казахского народного прикладного искусства. В разнообразии применения войлока в быту казахи проявили необычную фантазию.
Ткачество – это один из древних видов народного искусства. Высокая степень развития и особая жизнестойкость данного вида народного прикладного искусства определяется большой ролью ковровых изделий в быту у кочевников. Они заменяли мебель, использовались для украшения и утепления жилища. Узорные ленты – баскуры, так же представленные в экспозиции, придают залу торжественность, усиливая настроение праздника. В быту они служили для стягивания каркаса юрты и ее украшения.
Ярким национальным своеобразием отличается казахская народная вышивка, которая зародилась в глубокой древности. Образцы женской и мужской казахской национальной одежды дополняют экспозицию, подчеркивая этнический колорит и праздничную атмосферу экспозиции. Верхняя одежда, изготовлена из замши, велюра, платья из белой хлопковой ткани. Они богато украшены вышивкой, позументом, золотой канителью. Женские головные уборы вышиты речным жемчугом, украшены серебряными подвесками и брошками инкрустированы полудрагоценными камнями, с опушкой из перьев филина – тотемной птицы казахов. Мужские тюбетейки изящно украшены тамбурной вышивкой.
Казахское традиционное ювелирное искусство – это показатель высокого уровня мастерства зергеров, тонкость и изящество их работы, красоты и разнообразия. В зале представлены образцы ювелирных изделий из разных уголков Казахстана – это нагрудные украшения ониржиек Западного региона, укиаяк Северного, свадебный головной убор невесты – саукеле, различные кольца, перстни, браслеты.
Они перекликаются по идейно-содержательной составляющей с живописными произведениями находящимися в зале. Например, близ живописного полотна Гульфайрус Исмаиловой «Головные уборы», с изображением саукеле и ювелирных украшений, в стеклянной витрине представлен прекрасный образец саукеле, с богатым традиционным убранством.
У истоков современного ювелирного искусства Казахстана вначале 1970-х гг. стояли такие мастера, как И. Брякин, Г.Жалмуханов, Л. Игошин, Л. Шкляев и др. Они наполняли свои работы новым эстетическим содержанием, стремясь достичь совершенства в технике исполнения. Эстафету старшего поколения подхватила целая плеяда молодых художников по металлу. Художники интерпретируют тему древней космологии, сакральных знаков, тюркских рун, родовых казахских эмблем – тамги, что подтверждает неразрывную связь их творчества с богатым культурным наследием казахского народа.
Деревянная мебель и посуда, представленные в экспозиции, прекрасно декорированы резьбой, оформлены резной костью и металлическими пластинами. Казахи делали посуду и из кожи, украшая тисненым орнаментом. Такая посуда прочна и красива. Наглядно – это искусство показано в центре зала. Несколько торсык – сосудов для кумыса и конек – емкость для доения кобылиц.
Конь для кочевника – это жизнь. Главным элементом декора конского снаряжения являлись посеребренные металлические пластины и серебряные бляхи самой разнообразной конфигурации. Их отделка включала в себя весь известный арсенал технических приемов казахского мастера злато-кузнеца. Это ковка, литье, ажурная и профильная резьба, насечка серебром, гравировка, филигрань, чернение, эмаль, позолота и инкрустация поделочными камнями и цветным стеклом. Значительную роль в украшении различных частей и деталей конской упряжи также играли и такие художественно-технологические приемы как тиснение и аппликация по коже (чепраки, тебеньки), резьба и роспись по дереву (остов седла, деревянные стремена) и инкрустация костью. В комплект полного убранства коня входили и предметы декоративного текстиля (седельные подушки, попоны и переметные сумы). Экспозиция дополнена двумя седлами – мужским и женским, отличающихся друг от друга декоративным оформлением и формой.
Все представленные в зале произведения, так или иначе, соответствуют тематике весеннего праздника поднимая настроение и заряжая позитивной энергией! Добро пожаловать на выставку!
Куратор выставки:
Баженова Наталия Александровна – руководитель «Отдела прикладного искусства Казахстана» ГМИ РК им. А. Кастеева.
Ссылки на источники:
- Материал из Википедии. Алматинская ковровая фабрика https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%BC%D0%B0-%D0%90%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0
- Кобжанова С.Ж.Мировые художественные традиции в развитии живописи Казахстана (1930-1980-е годы). (https://www.gmirk.kz/ru/nauka/issledovaniya/51-mirovye-khudozhestvennye-traditsii-v-razvitii-zhivopisi-kazakhstana-1930-1980-e-gody).