В минувшие выходные на большой сцене Казахского национального академического театра оперы и балета имени Абая состоялась долгожданная премьера «Кыз Жибек»! Спектакль уже охарактеризовали, как эпический. Вот уже 86 лет опера Евгения Брусиловского является жемчужиной фонда национального музыкального искусства и, безусловно, современная редакция войдет в историю театра.

Именно с оперы «Кыз-Жибек» начинает свой отсчет развитие оперного искусства в Казахстане. Говоря о ценности оперы, стоит отметить её музыкальное содержание — это своего рода раритетный этнографический сборник образцов разных песенных традиций    казахского народа. В «Кыз-Жибек» искусно синтезированы и собраны лучшие образцы народного песенного и инструментального творчества: это около полусотни авторских кюев и песен, среди которых наследие Кенена, Ыбрая, Жаяу Мусы, Мухита, Мади и многих других.

Создатели спектакля- режиссер-постановщик Михаил Панджавидзе, дирижёр-постановщик Канат Омаров, балетмейстеры- постановщики Гульжан Туткибаева и Айгуль Тати, творческий тандем художников по костюмам и сценографии  Павел Драгунов и Софья Тасмагамбетова, хормейстер Алия Темирбекова, художник по свету Сергей Шевченко и видеограф Ербол Бейсенов. Но, ни одна премьера не сможет пройти без артистов, а именно ведущих солистов оперной труппы Венеры Алпысбаевой (Жибек), Нуржана Бажекенова (Толеген), Дулата Токанова (Бекежан), Булата Бокенова (Шеге). Премьера оперы «Кыз Жибек», приурочена к 115-летию композитора Е. Брусиловского, первого режиссера спектакля Курманбека Джандарбекова и исполнителя главной партии Канабека Байсеитова. Их творчество неразрывно связанно с развитием казахского национального оперного искусства и профессиональной музыкальной культуры. Лирико-эпическая опера «Кыз-Жибек»- первая казахская опера, составляющая Золотой фонд национального музыкального искусства.

«Опера «Кыз – Жибек»  - сокровищница мирового наследия. Помимо истории Ромео и Джульетты литературоведы усматривают в этом произведении несколько сюжетных линий из всей мировой литературы. Она близка и понятна мне, поскольку я родился в Средней Азии, в Туркменистане и хорошо знаком с народными традициями. В процессе подготовки я очень многое узнал о культуре казахского народа и прекрасно понимаю необходимость соблюдения традиций. Но, так же понимаю, что полностью оставаться в русле традиций не имеет смысла, так как спектакль может получиться скучным, не отвечающим духу времени.  Для меня в работе очень важно соблюдение «принципа разумной достаточности». Мне хотелось бы сделать так, что бы на сцене люди жили, любили, ненавидели, что бы люди в зале сопереживали им, искренне смеялись и плакали. Опера называется «Кыз –Жибек» и при всей яркости образов Тулегена и Бекежана , остаётся её историей любви и лебединой верности. История женского самопожертвования», -  отметил режиссер-постановщик Михаил  Панджавидзе.

Отдельно стоит отметить работу над костюмами, их  специально подбирали  по стилю и характеру каждого героя, черпая вдохновение из редчайших исторических книг. В костюмах большое внимание уделено каждой детали. Несомненно масштаб постановке придает видеографика-  новое современное решение, которое все чаще используется художниками по работе с декорациями и создает  реальный эффект присутствия для зрителя. Сидя в зрительном зале, можно услышать как шелестит камыш,  бьют крыльями вороны,  кричат лебеди, приветствуя влюбленных и завывает горестная вьюга, символизирующая беду. Впервые за всю историю театра на сцену выходят живые скакуны – на белом  Толеген, а на черном  Бекежан, что явно  шокирует зрителя.    

Опера «Кыз Жибек» вернула себе первоначальную версию, чтобы сохранить дух спектакля и те образы,  которые были заложены композитором и автором либретто изначально. Так в постановку вернулась тема «Сна» Жибек, где она видит и чувствует страшную беду, которая случилась с её Толешом.

«В работе над музыкальным материалом для дирижера очень важно ухватиться за те эмоциональные нити, фразы, сцену, которые позволяют полностью погрузиться в партитуру. В опере «Кыз –Жибек» для меня такими нитями стали женские образы. Например главная тема «Гәкку», которая ассоциируется с Жибек и проходит через всю оперу, в разные моменты звучит по разному, исходя из эмоционального состояния героини то чистое и красивое, то трагическое, тревожное. Да, сегодня партитура оперы отличается от первоначальной, расчитанной на небольшое количество музыкантов, изобилующей множеством номеров,  но тем она и интересна. И не смотря на более чем 80-летнюю историю,  музыка «Кыз-Жибек» звучит свежо и современно»-, сказал главный дирижер КНАТОБ им. Абая Канат Омаров.  

«Новая постановка «Кыз-Жибек»– это большой, полноценный спектакль в котором открыты  многие музыкальные купюры. Благодаря этому в спектакль возвращается сцена «Сон Кыз Жибек». Я думаю, что спектакль должен получиться цельным, динамичным, с очень живой игрой, как главных героев, так и всех артистов. Надеюсь, что новое прочтение оперы «Кыз -Жибек. В новой постановке легендарной оперы нашей основной задачей было сохранить дух спектакля, наши традиции, менталитет, те образы,  которые были заложены композитором и автором либретто, предав ему новый взгляд, новое видение посредствам современных технологий, сценографии, интересных режиссерских решений. В опере замечательная музыка,  много танцевальных фрагментов, которые несут, как самостоятельную роль, так и вспомогательную . Танцевальные номера позволяют придать спектаклю динамику, усилить образность и  эмоциональное состояние персонажей.  Все пластические  и пантомимные сцены воплощены  по замыслу режиссёра-постановщика Михаила Панджавидзе.»  понравится и полюбится нашим зрителем», -  подчеркнула главный хореограф  Гульжан Туткибаева.

           

Можно бесконечно говорить о тончайшей опере, яркой сценографии, богатейшей музыке, красоте костюмов и игре артистов, но лучше один раз прийти и увидеть самому легендарную историю о вечной любви и лебединой верности, бескорыстной дружбе и вероломном коварстве и предательстве,  лично прикоснуться к уникальной истории казахского народа!

Фото: Елена Петрова