В Алматы состоялся первый концерт музыкального проекта Piano Solely, сочетающего в себе, элементы минимализма и неоклассики, авторские произведения и шедевры фортепьянной музыки.
Концерт, в котором приняли участие казахстанские музыканты, приурочен к выходу дебютного альбома 31 мая этого года.
В чем уникальность звучания Piano Solely, как пишется музыка, проходят живые концерты, подбирается состав инструментов и репертуар - рассказывает инициатор его создания, российский композитор и пианист Алексей Соколов.
- Алексей, как исполнять произведения современных композиторов при условии их исполнения самими авторами и наличия записей "как их играть"? Не пропадает ли тайна, а вместе с ней и интрига, присущая академической музыке, классике, написанной во время отсутствия любой другой записи, кроме нотной?
- Как правило, я стараюсь не слушать исполнения произведений до того, как решу, как буду их играть. Потом я могу послушать просто для интереса, возможно, даже после первого исполнения, потому что отношение к тексту у меня уважительное. Я беру ноты и играю по ним, но как я буду это делать, это уже решаю сам, исходя из своих чувств и представлений. Поэтому я стараюсь избегать прослушивания других исполнений, будь то сами авторы или друге музыканты. Касательно тайны и интриги, присущих академической музыке, я думаю, что они не пропадают, так как я, повторюсь, ориентируюсь на ноты и создаю свой собственный вариант интерпретации.
Для меня нет принципиальной разницы между современными композициями и произведениями 18-19 веков. Основное различие заключается скорее в подходе к интерпретации, нежели в типе произведения. Задача исполнителя - рассказать что-то свое, передать свое видение через ноты. Это аналогично театральным постановкам или фильмам по тексту пьесы, или сценария, когда режиссер хочет привнести что-то свое, а не просто воспроизвести оригинал. В музыке это также проявляется в акцентах и подсветке смысловых линий.
- Зависит ли интерпретация произведений от выбора традиционных, или нетрадиционных инструментов?
- Я считаю, что вариативность звучания не зависит от типа инструментов, а, скорее, от качества игры на них. Для меня нет различия в выборе инструментов для исполнения музыки. Я просто закрываю глаза и представляю эту музыку, с какими инструментами я бы хотел ее исполнить. В данном концерте я в основном использовал виолончель, скрипку и перкуссию. Также в составе были бонги, тамбурин, колокольчики и большой барабан. Этот разнообразный состав ударных инструментов давал возможность использовать их по-разному в разных произведениях. Кроме того, помимо фортепиано, у нас были электронные клавиши. Синтез акустических и электронных инструментов, включая клавишные синтезаторы, придает музыке разнообразие и глубину, дает особенное биение.
- Какую роль в музыке играет визуализация?
- Для меня важно, чтобы зрители получали максимальное впечатление от концерта. Поэтому я использую видеоряд для усиления впечатлений. Я понимаю, что для некоторых это может показаться излишним, и они предпочтут просто закрыть глаза и вообразить свою картину. Я думаю, что использование визуализации в моей музыке никому не мешает. Каждый сам для себя выбирает, как воспринимать и интерпретировать представленные образы. Я стараюсь использовать абстрактные или общие картины в видеоряде, чтобы каждый мог найти что-то свое в моем выступлении. Например, в композиции Memory я показываю видеоряд, где мальчик с девочкой гуляют вместе в парке, мечтают о чем-то и разговаривают. Интересно, что каждый из зрителей видел историю по-своему: кто-то видел брата и сестру, кто-то - мальчика и девочку, а кто-то вообще одного человека, фантазирующего в своей голове. Для меня это и есть искусство - дать каждому возможность увидеть и услышать что-то свое, не ограничивая его рамками моего собственного восприятия.
- Расскажите о дебютном альбоме. Принимали ли в нем участие казахстанские музыканты, игравшие на концерте в Алматы?
- Дебютный альбом записан фортепиано соло. Я бы хотел сделать это фишкой проекта: записывать альбомы сольно или малым составом, а на концерте выступать большим составом и играть записанные произведения в измененных, расширенных, аранжировках, чтобы люди, придя на живой концерт, смогли услышать нечто большее, чем на альбоме.
Ольга Власенко
Фото: Алёна Глаголева