Впервые театр «Et Cetera» под руководством народного артиста РСФСР Александра Калягина приехал в Алматы и привез два спектакля: «Стакан воды» и «Утро туманное».
Это стало возможным в рамках зарубежного направления программы «Большие гастроли», организованной Росконцертом. Этой программе уже 10 лет и в ней принимают участие 268 театров.
«Стакан воды» в постановке Бориса Морозова - пьеса на все времена. Её любят играть актёры театра, она современно звучит и собирает полные залы. Второй спектакль - «Утро туманное» по пьесе азербайджанского драматурга Рустама Ибрагимбекова, которая была написана специально для театра «Et Cetera».
На встрече с художественным руководителем театра «Et Cetera» побывала наш корреспондент.
- Что было главным, чтобы театр «Et Cetera» был непохож на остальные театры и стал узнаваемым?
- Театр, который ставит все хорошие спектакли это неправильный театр. Он должен иметь своё лицо и драматургию. Театр рождается от современной пьесы, это может быть и классика, пьеса Розова, Арбузова- и это хорошо. Сейчас большое разнообразие жанров. Театры стали назваться по месту своего географического положения. Например, Театр на Малой Бронной, у Никитских ворот.
Беда в том, что современных пьес мало. Мы ищем. У меня есть формула, которую я когда-то огласил – «В театре возможно всё , кроме скуки и пошлости. Скука убивает театр и пошлость убивает». Если все взаимопонятно на сцене, тогда всё встает на свои места.
У нас есть один из лучших спектаклей «Пожары», который поставил канадский режиссер Важди Муавад. Всегда полнй зал. Люди плачут. За последние три года это самый аншлаговый спектакль. Надеюсь, что , мы покажем этот спектакль в Алматы, в будущем. Режиссеров в театр мы приглашаем самих лучших, как и художников.
- Ваше мнение об актёрской профессии?
-Честно скажу - эта профессия для сумасшедших людей. Актёр должен выучить текст и изображать кого-то. Еще и режиссер доволен- не доволен, , перевоплотился ты или нет, Зритель с твоей точки зрения всегда капризный, он тебя не ценит, или оценит не так как тебе хотелось. Вот это все надо терпеть. И критику терпеть. Это организм, который всю жизнь должен изображать других людей. Это очень тяжело. Поэтому архи уважительно нужно относится к людям это профессии. И жизнь у актеров редко складывается как им хотелось бы в начале пути. Это тяжёлая семейная жизнь, тяжелый быт. Поэтому счастлив тот актер который умет зарабатывать и талант позволяет спокойно существовать. Это редкость.
-В чем отличие актера театра и киноактёра?
-Если вы владеете профессией, то никакой разницы. Театр — это всегда школа , вас всегда будут учить. В кино некогда вас учить. Там время, там хронометраж. Редко кто из режиссеров кино умеет по-настоящему работать с актёрами. Театр держит тебя в форме. Мастерству нужно учиться постоянно. Не хватает молодым актёрам круга знаний. Это живопись, музыка, литература. Это всё воспитывает. Актёру это необходимо.
-Ваша первая профессия — акушер?
-У меня было все просто. Я любил копировать, а мама меня одергивала. Со школой были свои взаимоотношения, мне казалось, что школа меня сжимает, мешает. У нас еще была тяжелая «палочная дисциплина», что тоже повлияло на меня. И мама уговорила меня иметь в руках профессию, мало ли что выйдет в жизни. Будет профессия. И я к этому серьёзно отнёсся. И среднее специальное образование я получил в медучилище, в Москве. Прошел практику на скорой помощи. Играя потом , мне это пригодилось. Я три года отработал на скорой помощи и параллельно учился в Щукинском училище.
О себе Александр Калягин сказал так:
«Не люблю, когда меня жалеют. Не люблю, когда меня хвалят. Терпеть не могу, когда меня зажимают. Я тогда не свободен, мне тяжело. Разбираться самому с собой — это я умею.»
В конце встречи Александр Калягин достал свою толстую тетрадку, где записывает мудрые мысли. Вот некоторые от народного артиста СССР Олега Ефремова.
«На сцене ходите головой, а не ногами. Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего. Задача актера довести до предельной очевидности, наглядности человеческую логику. Пауза должна быть эмоциональней, чем фраза, тогда не нужно будет думать, как её сказать. Когда Адама выгнали из рая, он схватился за голову. С тех пор у плохих актеров и футболистов остался такой штамп».
Беседовала Светлана Романова
Фото Светлана Карягина