В июне 2023 года в Национальном русском театре драмы им. М. Лермонтова в Алматы состоялась премьера спектакля «Театр времен Нерона и Сенеки» — постановки, необычной для закрытия театрального сезона. Возможно, именно поэтому она не сразу получила должное признание. Режиссером сложной и многослойной пьесы Эдварда Радзинского выступил заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Сергей Ковальчик.
Прошло почти два года, а интерес к спектаклю не только не угас, но, напротив, продолжает расти. На сцене театра им. Лермонтова разыгрывается захватывающее действо — театр Нерона, «театр в театре», в котором отражаются века, тысячелетия Вечного города и вечные человеческие слабости, пороки и поиски смысла. Панорамой на заднем плане — сам Рим, но Рим сегодняшний, и лишь немногие способны уловить этот парадокс с первого взгляда.
Зрители становятся свидетелями того, как под ритмы рэпа оживают события двухтысячелетней давности. Музыка, написанная Семеном Калиновским, придает постановке современное звучание, усиливая ее эмоциональную наполненность и связь с сегодняшним днем.
В центре пьесы — драматическое противостояние двух исторических личностей: императора Нерона и его наставника, философа Сенеки. Нерон воплощает вседозволенность и разрушительную силу власти, тогда как Сенека — стойкость разума и стремление наставить своего ученика на путь добродетели. Их диалог — это не просто спор между разумом и инстинктами, но и трагическое осознание того, что власть неизбежно искажает личность.
Главной темой спектакля становится театр как метафора жизни при дворе Нерона. Сам император играет роль актера, подчиняя реальность своим капризам, а его окружение вынуждено подыгрывать в этом бесконечном спектакле борьбы за выживание. Постановка остро ставит вопрос о противоречии между философским идеалом и жестокой реальностью политики. Сенека, проповедующий стоицизм, оказывается бессилен перед деспотизмом и жестокостью своего ученика. Его судьба символизирует трагедию интеллекта, раздавленного безжалостной машиной власти.
Спектакль поднимает важнейшие вопросы ответственности правителя и морального выбора. Нерон, стирающий границы между искусством, политикой и реальностью, превращается в тирана, но остается при этом трагической фигурой, жертвой собственных страстей.
Актерская игра поражает глубиной и выразительностью. Народный артист Казахстана Михаил Токарев (сенатор Флав), заслуженный деятель РК Сергей Уфимцев (Сенека), Игорь Личадеев (Диоген) и, конечно же, Артур Кизилов в роли Нерона создают мощные, запоминающиеся образы. Их исполнение насыщено философскими размышлениями, афористичными высказываниями и напряженными диалогами. Атмосфера пьесы балансирует между исторической достоверностью и театральной условностью, создавая эффект одновременно древности и современности. Логичная, тщательно продуманная сценография усиливает это впечатление.
«Театр времен Нерона и Сенеки» — это не просто историческая драма, а глубокий философский спектакль, заставляющий задуматься о природе власти, морали и искусства. В нем нет явных политических отсылок, но в нем есть вечные темы, которые не оставляют равнодушными. После просмотра сцены вновь и вновь прокручиваются в голове, оставляя ощущение причастности к чему-то большему.
Если вы еще не видели этот спектакль в театре им. Лермонтова — обязательно сходите. Стоит.
Лена Баянова
Фото: Светлана Карягина