Марина Белова — российская лютнистка, чей репертуар охватывает музыку для ренессансной и барочной лютни XVI–XVIII веков, а также произведения для теорбы и барочной гитары. Она выступает как приглашённый музыкант в известных ансамблях, таких как Gnessin Baroque, Pratum Integrum, Musica Viva, La Voce Strumentale, Alta Capella, Questa Musica и других.

В 2019 году Марина стала победительницей единственного в мире конкурса лютнистов Maurizio Pratola в итальянском городе Аквила. Помимо регулярных концертов в России, она успешно выступает на европейских фестивалях. А в феврале этого года её теорбу услышали и в Алматы: в камерном зале филармонии им. Жамбыла при поддержке музыкального агентства Dala Classica состоялся её сольный концерт Tiorba Arpeggiata.

Теорба — инструмент уникальный, с глубоким, завораживающим звучанием. О ней и своём творческом пути Марина Белова рассказала читателям AlmaLife.

Марина, как вы пришли к тому, чтобы играть на теорбе? Почему именно этот инструмент?

— В детстве я училась игре на фортепиано, а в 11 лет увлеклась гитарой. Сначала это было просто увлечение: гитару можно было носить с собой, играть не только академическую программу, но и музыку для души. Позже я поступила в музыкальный колледж в Липецке, где изучала классическую гитару. Но у меня всегда была мечта — стать концертирующим музыкантом, а для этого нужно было двигаться дальше.

После колледжа я целый год готовилась к поступлению в московский вуз. В итоге я выбрала Академию имени Маймонида (сейчас это Российский государственный университет имени Косыгина), потому что там был отдельный класс классической гитары, а не общее народное отделение.

Там я познакомилась со старинной музыкой благодаря спецкурсу «Традиции исполнения барочной музыки» Андрея Чернышова. Он приносил на занятия лютни, давал нам их пробовать. Меня это увлекло, и я начала разучивать лютневую музыку на классической гитаре, слушать записи. В итоге перешла на лютню, а затем освоила и теорбу.

Что делает теорбу уникальной по сравнению с гитарой или лютней?

— Теорба — разновидность лютни. Инструменты родственные, но есть нюансы. Например, у теорбы более длинный гриф и дополнительные басовые струны, что создаёт особенное звучание.

Чем вас привлекает музыка барокко?

— Я бы расширила вопрос: меня увлекла не только барочная, но вообще старинная музыка XVI–XVIII веков. В ней много свободы. Например, в сольных пьесах для лютни используется табулатура — система записи, где указываются не ноты, а положение пальцев. Она точна, но при этом не фиксирует темп, характер, штрихи. Это оставляет простор для интерпретации.

Особенно интересно играть в ансамбле. В барочной музыке есть партия Basso Continuo — своеобразный гармонический фундамент произведения. Её могут исполнять разные инструменты: теорба, клавесин, орган. При этом музыкант не просто следует нотам, а фактически создаёт свою партию заново, импровизируя в рамках стиля. Это напоминает джаз, где одна и та же композиция каждый раз звучит по-разному.

Теорба — достаточно редкий инструмент. Как часто её можно услышать сегодня?

— Она востребована в ансамблевой барочной музыке, но и в сольных концертах звучит всё чаще. Благодаря росту интереса к аутентичному исполнению старинной музыки в мире появляется всё больше музыкантов, осваивающих теорбу.

Если бы у вас была возможность перенестись в прошлое, в эпоху барокко, вы бы согласились?

— Познакомиться с великими музыкантами того времени — да. Например, услышать вживую их игру, импровизации. Но жить в XVI–XVII веках? Вряд ли. Всё же я люблю своё время.

Что бы вы посоветовали тем, кто хочет узнать о теорбе больше?

— Начать стоит с книг и качественных видео. Например, с книги Николаса Арнонкура — отличного введения в мир старинной музыки. Музыкантам полезно изучить работы Вилана и Кванца. Есть и замечательный YouTube-канал Early Music Sources, где доступно рассказывают о барочной музыке.

А самое главное — приходите на концерты. Никакие книги и видео не заменят живого звучания теорбы.

Влюбилась в теорбу
Лена Баянова