На днях мне довелось стать свидетелем редкого культурного события — мюзикла "Вертикаль", поставленного по мотивам произведений казахстанской писательницы Карины Сарсеновой. Эта постановка — не просто музыкальный спектакль, а философское путешествие, погружающее зрителя в глубины женской души и бескрайние просторы степной мысли.

Тематика мюзикла — поиск себя, путь женщины сквозь сомнения, любовь, одиночество и откровение — подана не в лоб, а с тонкостью, присущей восточной философии. Зрителю не навязываются ответы. Ему предлагают вслушаться — в музыку, в степной ветер, в голос актрисы, во внутренний голос.

Именно в этой тонкой работе чувствуется мощь творческого тандема. Автор текста Карина Сарсенова и исполнительница главной роли Асем Копбаева создали редкий по качеству и внутреннему резонансу союз. Асем, с её тонкой чувствительностью и сценическим мастерством, буквально раскрывает текст — на уровне интонации, жеста, дыхания. Интересно наблюдать, как голос певицы высвечивает нюансы писательского стиля, добавляя к литературному замыслу новую глубину. Такое взаимодействие — настоящая находка для современной сцены.

Карина Сарсенова — автор более ста литературных произведений. Её перу принадлежит и книга, по которой был снят фильм "Хранители пути". Любопытно, что смысл этой картины, как отмечают многие зрители, по-настоящему начал раскрываться и восприниматься лишь сейчас — спустя годы после премьеры. Сарсенова всегда опережала своё время. Ещё один пример — спектакль "Бьёт — значит любит", премьера которого состоялась задолго до резонансного уголовного дела, всколыхнувшего не только Казахстан, но и информационное поле за его пределами.

И вот "Вертикаль", оказывается, идёт уже шестой год — это самая долгоиграющая и повторяемая постановка театра «Triumff». И при этом спектакль не теряет актуальности: он продолжает открываться зрителю новыми гранями, новыми смыслами, новыми эмоциями. Это и есть признак подлинного искусства.

Также здесь невозможно обойти тему личности самой Асем. Её имя известно казахстанской публике уже более 20 лет. Её появление в начале нулевых как яркой рок-певицы прогремело на всю страну — и, к слову, именно за это она была занесена в книгу рекордов КИНЭСа. Позже Асем поступила во ВГИК и с блеском окончила школу маэстро Соловьёва, благодаря чему состоялась и в кино. Её артистизм, выверенное чувство сцены, природный вокальный дар — всё это делает её уникальной фигурой в отечественной культуре.

Вообще поющие актрисы — явление редкое для нашей страны. Навскидку можно вспомнить Меруерт Тусупбаеву, Айгуль Иманбаеву, Гульнур Сильбаеву, Салтанат Бакаеву. Простите, если кого-то упустил. И в этом ряду особенно выделяется Асем Копбаева — как настоящий бриллиант. Её талант блистает на стыке двух миров — актёрского и вокального. Старшее поколение наверняка помнит Людмилу Гурченко, Аллу Пугачёву, Михаила Боярского — имена, за которыми стоит не только голос, но и сцена, драма, жизнь. Именно такую универсальность и носит в себе Асем. И это — настоящее культурное богатство нашей страны.

Нельзя не подчеркнуть, что Асем Копбаева — новатор не только по природе таланта, но и по сути своего творческого пути. Ещё задолго до того, как этнические мотивы стали мейнстримом в отечественном шоу-бизнесе, она пела рок и этнорок, смело носила оригинальную этническую одежду, тем самым формируя эстетический тренд, который только спустя годы стал популярным. Асем всегда шла на шаг впереди — не следовала за модой, а сама её задавала. И даже сейчас она остаётся первопроходцем: тот факт, что «Вертикаль» с успехом идет уже 6-ой год, подсказывает, что именно она первой в Казахстане запустила жанр моноспектакля в его современной сценической форме. Её успех стал не просто событием, а импульсом, вдохновившим других артистов — вокалистов, актёров, авторов — создавать свои собственные монопостановки. И это уже не просто тенденция, а важное направление в развитии национального театрального искусства.

Асем, уже хорошо известная своими многогранными сценическими образами, вновь доказала, что способна не только исполнять музыку, но и проживать её. Каждый её вокальный номер — как отдельная глава большого романа: от уязвимой девушки до женщины, нашедшей своё Я в суровых ландшафтах внутреннего мира.

На сцене также блистал сильный, драматически насыщенный артист —и Сергей Червяков. Он – первый, возможно и до сих пор единственный актер пантомимы в Казахстане. Его игра без слов отлично вплетается в игру и обогащает ее.

Дополняет эту художественную мощь живой музыкальный аккомпанемент: этнобэнд "TENGRI" под руководством заслуженного деятеля Казахстана Ерлана Сабитова. Музыканты создают атмосферу, где каждый звук — не просто фон, а часть повествования. Национальные инструменты, тонкое чувство ритма, органичное слияние традиционного и современного звучания становятся полноценным персонажем спектакля. Вообще участие известного музыкального коллектива (а у «TENGRI» за плечами участие в разных масштабных концертах и культовых международных фестивалях) в театральной постановке это новшество. Поэтому стоит отметить и этот момент.

"Вертикаль" — это не просто спектакль. Это — диалог. Женщины с собой. Человека с судьбой. Времени с вечностью.

Отдельно стоит подчеркнуть скромность бюджета постановки. В эпоху дорогих шоу и вычурных декораций "Вертикаль" демонстрирует, как можно сдержанными средствами создать сценический продукт, достойный гастрольной судьбы — как по Казахстану, так и за его пределами. Компактность, художественная ясность, сильный эмоциональный посыл — всё это делает мюзикл отличной заявкой на международное признание.

"Вертикаль" — это не просто спектакль. Это откровение. И, хочется верить, только начало большого творческого пути, в котором казахское сценическое искусство покажет себя миру в новом, глубоком свете.

И «Вертикаль» заняла достойное место в ряду культурных событий города.

Автор Игорь Дробинин