На бизнес-конференции 30-й Международной выставки моды Central Asia Fashion представлены данные уникального отраслевого исследования рынка. Директор группы исследовательских компаний Alvin Market и президент «Казахстанской Ассоциации Профессиональных Исследователей Общественного Мнения и Рынка» (КАПИОР) Наталья Оспанова поделилась последними данными fashion-ритейл аналитики в условиях новой реальности Казахстана.
Во время выступления эксперт рассказала, какие суммы готовы тратить на одежду казахстанцы, в каких регионах больше средний чек покупки, во сколько обходится одежда для взрослых и для детей, а также где казахстанцы предпочитают покупать модные новинки: в торговых центрах, на рынках или магазинах формата street retail.
Так, по информации спикера бизнес-конференции Central Asia Fashion, исследование, завершившееся в августе 2022 года, показало, что средний чек покупки на одежду и обувь у казахстанцев составляет около 33 000 тенге. При этом те, кто покупают одежду в торгово-развлекательных центрах тратят почти в 2 раза больше средств на покупку, чем предпочитающие рынки.
«Средний чек казахстанцев на покупку меняется в зависимости от региона. Если смотреть на города-миллионники, то мы видим, что здесь средний чек больше на 13 процентов, чем в целом по стране. Самые экономные - жители севера. Однако, нужно учитывать, что мы спрашивали о последней покупке, соответственно речь идет о летней одежде. Осенне-зимняя сезонная одежда стоит значительно дороже, - делится специалист Наталья Оспанова. – Есть такой стереотип, что в селах и в принципе небольших городах казахстанцы очень мало тратят денег из-за низкой платежеспособности. Однако, если смотреть по данным, то средний чек на самом деле не выглядит провальным относительно крупных городов. Разница составляет всего 11 процентов. Поэтому разрыв между городом и селом есть, но незначительный».
На кого и как готовы тратить казахстанцы?
Результаты исследования группы исследовательских компаний Alvin Market казахстанского рынка ритейла показывают, что для большинства опрошенных последней покупкой стала одежда и обувь для взрослых членов семьи. Только детская одежда покупалась лишь в 18 процентах случаев.
«Примечательно, что средний чек в совместных покупках (для взрослых и детей) взлетает почти в два раза. Соответственно, торговые точки, которые предлагают совместные или семейные покупки и обладают широким ассортиментом, позволяющим найти товары для всех членов семьи, существенно выигрывают. Кроме того, в ТРЦ гораздо больше средний чек, чем в других точках», - рассказывает эксперт бизнес-конференции CAF Наталья Оспанова.
В то же время, казахстанцы в своих покупках демонстрируют щедрость и в первую очередь покупают обновки близким или гостям, а позже покупают себе. Они готовы отказывать себе и совершать больше покупок в пользу близких.
«На своих партнеров и гостей казахстанцы готовы без оглядки тратить гораздо больше, чем на себя. Это касается не только супругов, но также детей и других членов семьи. На себе мы немного экономим, на любимых членах семьи – нет», - делится Наталья Оспанова.
Рейтинг любимых мест для шопинга казахстанцев
Как отмечает эксперт бизнес-конференции Central Asia Fashion, Наталья Оспанова, казахстанцы привыкли к комфортному шопингу и 48 процентов покупателей предпочитают цивилизованные форматы торговли. Народные рынки и барахолки также попали в топ-2, где четверть населения страны все еще продолжает отовариваться. Если же говорить о региональных предпочтениях, то населению южных регионов республики привычно приобретение одежды на базарах. Похожая картина на западе Казахстана, где представленность ТРЦ гораздо ниже, чем в других регионах.
Примечательно, что традиционный офлайн формат шопинга предпочитает подавляющее большинство казахстанцев. При этом 15 процентов покупает одежду и обувь в мультибрендовых магазинах формата street retail и только 3 процента выбирает фирменные монобрендовые магазины. Вопреки прогнозам и ожиданиям за последний год существенного роста онлайн форматов и покупки одежды и обуви на популярных маркетплейсах или с помощью социальных сетей не произошло. Общий процент казахстанцев, предпочитающих онлайн покупки, 7 процентов.
Источник: Бизнес-конференция международной выставки моды Central Asia Fashion.
Пресс-служба Central Asia Fashion
Все исключительные права на Материалы,
принадлежат организаторам
международной выставки моды СAF — ТОО CATEXPO.