Региональная служба коммуникаций города Алматы пригласила на пресс-конференцию опытных детских психологов, логопедов, дефектологов, чтобы рассказать о причинах задержки речевого развития у детей. В каком случае стоит обращаться к специалисту и новых методах коррекции, рассказали Асель Сагадатова и Злата Салкина.
Ежедневно оба специалиста работают с детьми с задержкой развития речи (ЗРР). Другими словами, это более позднее овладение навыками устной речью детьми до трех лет. После этого возраста специалисты ставят уже другие диагнозы.
Как правило, задержка речи приводит к задержке психологических процессов или задержке психоречевого развития у детей (ЗПРР). Это нарушение нормального темпа психического развития ребёнка. Патология включает в себя комплекс нарушений речи, мышления, памяти, внимания, эмоций, обычных поведенческих навыков, двигательных функций. У детей отмечается частая беспричинная смена настроения.
Траектории речевого развития индивидуальны для каждого ребенка, в связи с чем психологи и другие специалисты в области раннего развития не устанавливают четких нормативов развития речи у детей. Важно отметить, что показателем речевого развития является не только количество звуков и слов, которые ребенок использует для общения, но и его пассивный словарь, то есть те слова, которые ребенок понимает. Об этом говорит детский психолог-дефектолог Асель Сагадатова.
При этом в возрасте 3-6 месяцев ребенок должен гулить, выдавая протяжные звуки («а-гу», «а-гы», «бу-у» и т. п.). В 4-5 месяцев проявляется визг, смех и гуление в различных интонациях. В полгода обычно малыш лепечет слоги «ма», «ба». В 7-8 месяцев у детей увеличивается количество произносимых звуков, наблюдается звукоподражание («гав-гав», «пи-пи»), идет понимание простых слов и просьб.
В 9-11 месяцев, по словам Асель Сагадатовой, дети могут произносить простые слова: «мама», «баба», «дай», «на», а уже в 1–1,5 года простые фразы из двух слов «дай ням-ням», «там киса».
В 2-3 года дети учатся понимать речь и постепенно увеличивают запас слов, могут составлять фразы из 2-3 слов, появляются вопросительные слова, называют известные цветы, предметы, части тела. Разучивают простые стихи, рассказывают короткие истории.
В 3-4 года дети произносят фразы из 4 и более слов, учатся формировать предложения и более сложные предложения, речь ребенка способен понять посторонний человек.
Причин задержки речи очень много. Это могут быть перинатальное поражение центральной нервной системы. Как правило, в анамнезе у детей прослеживается гипоксия во время родов, недоношенность, родовые травмы или внутриутробные инфекции. А также нарушения слуха.
Асель Сагадатова рассказала, что в ее практике был случай, когда мама ребенка узнала, что он плохо слышит только к 5 годам. Так как он понимал маму по артикуляции, читал по губам. Поэтому крайне важно при задержке слуха пройти обследование.
Также причинами ЗРР могут стать инфекционные заболевания в раннем возрасте: энцефалиты, менингиты, длительные заболевания, которые ослабили иммунитет ребенка. Есть также наследственный фактор. Если один из родителей начал поздно говорить, то есть вероятность того, что аналогичная проблема появится и у ребенка.
«Причиной задержки речевого развития у ребенка может стать социальный фактор, если в семье не развита культура общения. К примеру, дома молча показывают, что нужно кушать, или молча к ребенку несут горшок. Также педагогическая запущенность либо если малыш часто наблюдает ссоры, либо на него самого кричат родители, то у него копится стресс, который может спровоцировать ЗРР», - рассказала А. Сагадатова.
К задержке речи может привести и гиперопека. Например, когда ребенку достаточно произнести звук «ы» и его поймут.
Логопед, дефектолог, психолог Злата Салкина добавила, что в последнее время все чаще родители стали обращаться за помощью в коррекционные центры и кабинеты.
«Диагноз ЗРР можно заподозрить при отсутствии крика у ребенка и при молчаливости. Если нет гуления и лепета, нужно обратить внимание на это. Чаще всего к нам родители обращаются после 3 лет», - рассказала З. Салкина.
Отвечая на вопросы журналистов, специалисты подтвердили, что мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Хотя научных подтверждений этому нет.
В завершение З. Салкина рассказала, что они используют комплекс методик при запуске речи у детей. Во-первых, это дисциплина, непрерывные занятия. Во-вторых, развитие памяти, мышления, внимания, и, в-третьих, направляют детей на занятия спортом. Методики составляются индивидуально в зависимости от диагноза ребенка. Любой специалист может разговорить ребенка при «речевом негативизме» за неделю, а если это касается медицинских нарушений, то логопеды работают с невропатологами. И эта работа может занять даже годы.