Дети – наше будущее. Но и нельзя забывать дети наше и настоящее. То, что мы вкладываем в детей сейчас, в широком смысле этого слова, то и бумерангом вернется в будущем.  Всестороннее гармоничное развитие наших детей - главная забота нашего государства и родителей.

Одной из важнейших задач современной школы в соответствии с целями современной реформы системы образования и здравоохранения в нашей стране является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Приоритетным направлением является формирование культуры и организации здорового питания детей в школе и в семье – одного из основных факторов нормального развития и здоровья детей. Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития.

Если в каждой семье навыки здорового питания прививаются ежедневно, то в школе разговор о правильном питании должно начаться с первого класса и с первого сентября.

Полноценное и сбалансированное питание детей способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков,создаст условия к их адаптации к современной жизни. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.

Школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания. В школе существуют эффективные возможности для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Санитарно-эпидемиологические требования к организации рационального школьного питания регламентируются санитарными правилами. Горячее питание детей во время пребывания в школе  является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведет к улучшению показателей уровня здоровья детей.

В первую очередь все объекты питания в школах должны соответствовать требованиям санитарных правил. На объекте образования составляется перспективное сезонное (лето-осень, зима-весна) двухнедельное меню. При разработке меню учитывают продолжительность пребывания обучающихся и воспитанников, их возрастную категорию, предусматривают пищевую продукцию, обогащенную витаминно-минеральным комплексом. Для обучающихся первой смены в общеобразовательных организациях предусматривается одно-двухразовое питание-второй завтрак или второй завтрак и обед, для обучающихся второй смены-полдник, для групп продленного дня-второй завтрак, обед и полдник. При круглосуточном пребывании детей предусматривается не менее чем пятикратное питание. Ежедневно в рацион питания включают мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и (или) пшеничный, овощи и сахар. Рыбу, яйца, сыр, творог, мясо птицы включают один раз в два-семь календарных дней.

Рекомендуемая масса порции блюд в граммах в зависимости от возраста с 6 до 11 лет первые блюда 200-250 грамм; вторые блюда: гарнир 100-150 грамм, мясо, котлета, рыба, птица 80-150 грамм,овощное, яичное, творожное, мясное блюдо и каша 150-200 грамм, салат 60-100 грамм, третьи блюда 200 грамм.  С 11-18 лет первые блюда 250-300 грамм; вторые блюда: гарнир 150-180 грамм, мясо, котлета, рыба, птица 100-180 грамм, овощное, яичное, творожное, мясное блюдо и каша 200-250 грамм, салат 100-150 грамм, третьи блюда 200 грамм.

По требованию санитарных правил, в организациях образования в том случае, если будут работать в штатном режиме, обеспечивается соблюдение питьевого режима, а также  начального, среднего и основного среднего уровня питания в столовой организуется в зависимости от сложившейся эпидемиологической ситуации по решению местных исполнительных органов и по согласованию главными государственными санитарными врачами соответствующих территорий. Рассадка учащихся в столовой обеспечивается с соблюдением социальной дистанции между ними не менее 2-х метров.

Во время дистанционной формы обучения, связанной со сложной эпидемиологической ситуацией, организация правильного распорядка дня школьника, в том числе режима питания в домашних условиях возлагает на выполнение родителями определённых требований.

Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника, также при дистанционном обучении. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня.

Особенно это касается питания! Детям младшего и среднего школьного возраста подойдет кратность рациона 5 раз, более старшим детям можно предложить 4-х кратную модель рациона. Очень важно, чтобы промежутки между едой были чистыми, они составляют 2,3-3 часа. Нельзя давать в это время детям перекусы, бутербродики, конфетки. Каждый прием пищи очень важен для здоровья ребенка!  Если в семье пропуск завтрака - это норма, то в данном случае к сожалению, риск развития ожирения и сопутствующих заболеваний у них высоки.  Обед - не менее важный прием пищи: он должен быть максимально плотным и сытным. Ужин нужно сделать самым легким приемом пищи, ужин должен быть организован не позже, чем за 2 часа до сна.

Помните про правила пищевой пирамиды. Вот что должно входить в рацион ребенка в течение дня:

  • Овощи-35-40% всей пищи в сутки;
  • Фрукты, каши, хлеб (цельнозерновой) - 30-35% всей пищи в сутки;   
  • Мясо,рыба, яйца, молочные продукты-20-25%;

Полезные жиры( масла преимущественно растительные (оливковое, льняное, тыквенное, кунжутное), орехи (кроме арахиса и кешью), семечки (не жаренные), полезные сладости-5-10%.

Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15-20% из белков, на 20-30% из жиров, на 50-55% из углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, злаках, орехах.

Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, газированными напитками, сухариками, шоколадными батончиками. Обычно это связано с недостаточной информированностью и попустительством со стороны  родителей. Питание современного человека становится основным фактором риска развития многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, сердечно-сосудистой системы.

Приучение детей к правильным навыкам здорового питания важна потому, что привычки питания, полученные человеком в детстве, сохраняются человеком до старости. Формируются эти привычки в семье и системе организованного детского питания.

Пользуясь представленной возможностью хотелось бы обратить  внимание родителей и старших в семье о необходимости контроля времени нахождения ребенка перед компьютером во время дистанционного обучения. В соответствии с пунктом 199 параграфа 1 главы 10 санитарных правил «О внесении изменения в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан  от 16 августа 2017 года №611 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования», утвержденных приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан  от 28 августа 2020 года,  непрерывная длительность занятий в предшкольных классах и школах непосредственно с видеотерминалом, персональным компьютером, планшетным персональным компьютером, и ноутбуками в течение учебного часа составляет:

  • в предшкольных, дошкольных группах/классах и 1 классах - не более 15 минут;
  • в 2-3 классах –не более 20 минут;
  • в 4-5 классах –не более 25 минут;
  • в 6-8 классах –не более 25 минут;
  • в 9-11 (12) классах –не более 30 минут.

В соответствии с пунктом 200 санитарных правил продолжительность непосредственной работы с компьютерами и ноутбуками не должно превышать 2-х часов.

В период работы с компьютером должны проводится профилактические мероприятия: упражнения для глаз через каждые 20-25 минут и физкультурная пауза через 45 минут во время перерыва.

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна и двигательная активность.

Ребенку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

Примерные нормы ночного сна для школьников:

В 1–4 классе – 10–10,5 часа, 5–7 классы – 10,5 часа, 6–9 классы – 9–9,5 часа, 10–11 классы – 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Перед сном подростки часто «зависают» в соцсетях, и это может затягиваться до глубокой ночи. Как следствие, недосып и вялость с утра, потеря концентрации и невнимательность на занятиях. Из-за этого на учёбу уходит больше времени и сил, чем если бы ученик хорошо отдохнул. Если на эту проблему не обращать внимания в подростковом возрасте, то она останется и во взрослой жизни.

Чтобы всех этих проблем не возникло, следует соблюдать эти правила организации режима дня школьника в условиях дистанционного обучения. Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость и в конечном итоге создает благоприятную атмосферу в семье.

В этом году Глава государства Касым-Жомарт Токаев поздравляя школьников и студентов с Днем знаний отметил, что дистанционное обучение временное явление,  Правительству дано поручение разработать порядок возврата к очной форме обучения с соблюдением санитарных норм.

Изменение стереотипов в культурных традициях и пищевых привычках детей  при организации правильного рационального питания с учетом их возрастных особенностей возможно только при совместной деятельности учителей, родителей и организаций, обеспечивающих школьное питание.

Будьте здоровы!


 

Санитарные врачи Управления санитарно-гигиенического мониторинга филиала «Научно-практический центр санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга» РГП на ПХВ «Национальный центр общественного здравоохранения»  Министерства здравоохранения Республики Казахстан филиала (сокр. Филиал «НПЦСЭЭиМ» РГП на ПХВ «НЦОЗ» МЗ РК) Ахметбеков А.М., Бакел К.