По-прежнему актуальным остается вопрос выбора профессии молодыми людьми. Помочь старшеклассникам в профессиональной ориентации, а также подготовить для них эффективную образовательную площадку сегодня является задачей на государственном уровне. И над ее решением в Алматы активно работает Управление образования города совместно с педагогами школ и колледжей.
В Алматы проходит ежегодный месячник технического и профессионального образования. В течение апреля ежедневно проводятся серия мероприятий на базе колледжей города. Главная цель – помочь школьникам сориентироваться среди множества профессий.
На первом мероприятии за круглым столом на тему «Профориентация школьников как залог успешного выбора профессии» собрались специалисты Управления образования, заведующие районных отделов образования, руководители школ и колледжей г.Алматы.
В настоящее время в стране проводится масштабная работа по модернизации профессионально-технического образования с учетом кадровых потребностей Программы индустриализации, разработана Дорожная карта развития системы технического и профессионального образования (ТиПО).
Подготовка кадров в организациях ТиПО осуществляется по 131 специальностям и 220 квалификациям для следующих отраслей экономики региона: строительство, транспорт, сельское хозяйство, энергетика, сфера обслуживания, образование, здравоохранение, связь и информатизация, экономика, - сообщил руководитель отдела ТиПО Управления образования Алматы Ерик Абишаев. – В Алматы подготовка кадров осуществляется в 85 колледжах, из них 23 являются государственными.
Он отметил, что до 2025 года планируется увеличить объем госзаказа до 18500 тысяч мест, 70% из которых будут по техническим и технологическим специальностям. Также к 2025 году предусмотрен 100%-ный охват молодежи бесплатным обучением по востребованным профессиям (выпускники 9 классов). По заказу предприятий осуществляется целевая подготовка кадров с обязательством трудоустройства. Сейчас по заказу предприятий обучаются 500 студентов. Ежегодно планируем увеличивать прием студентов по целевой подготовке.
«Опросы предприятий, проведённые экспертами, показывают, что около 73% потребности в кадрах приходится на специалистов технического и профессионального образования. Это в два раза больше, чем специалистов-выпускников вузов», - подчеркнул Ерик Абишаев.
По словам модератора круглого стола – директора Алматинского государственного гуманитарно-педагогического колледжа №2 (АГГПК №2) Биби Дуанабаевой, высокая значимость профессионального и технического образования в Казахстане неоспорима, поскольку именно кадры, подготовленные в специализированных колледжах, определяют экономическое и инновационно-индустриальное развитие страны.
«Известно, что из года в год растет потребность в педагогических кадрах. В Алматы функционирует 210 государственных школ, наряду с ними частных. Ежегодно открываются новые. Соответственно растет потребность в новых учителях», - поделилась Биби Дуанабаева, подробно рассказав о том, как строится сотрудничество со школами в рамках этой деятельности.
Руководители колледжей города говорили о дефиците кадров, о том, как производится набор в учреждения ТиПО, как идет подготовка специалистов, какие возможности в перспективе у студентов.
Как например, движение мирового чемпионата World Skills. «Ежегодно в рамках движения наши студенты принимают участие в региональных и национальных соревнованиях по определенным компетенциям. Цель чемпионата – рост престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства студентов, - сообщил директор многопрофильного колледжа Асылхан Бейсетбаев. – Еще один студенческий проект – международная игра «Enactus KZ». Эти национальные соревнования школьного и студенческого предпринимательства стали стартовой площадкой для успешного развития молодых предпринимателей и новаторов».
Директор колледжа индустрии туризма и гостиничного бизнеса Нурдаулет Жабыкбаев поведал об академической мобильности студента:
«Это глобальный тренд, который оказывает влияние на всех участников образовательного процесса. Для студента – это сама возможность обучаться за рубежом, большая доступность образовательных услуг, более широкий выбор образовательных программ, расширение кругозора. На институциональном уровне – это укрепление международной репутации колледжа, повышение качества учебных программ, экспорт образовательных программ и обмен опытом. С национальной точки зрения – это расширение кадрового потенциала и повышение качества профессионально- технического образования».
В этом году в рамках Дорожной карты будут организованы летние лагеря для школьников при центрах компетенций колледжей. Как сказал директор колледжа строительства и народных промыслов Камал Жамангозов, новый проект позволит учащимся школ сориентироваться для определения будущей профессии.
Привлекательные возможности для студентов скрывает дуальное обучение. В странах ОЭСР ТиПО развивается на основе коллективной ответственности учреждений образования и работодателей, заинтересованных сторон. Продвижение дуального обучения заявлено одной из главных целей ТиПО в ЕС.
«На сегодня дуальным обучением в 558 колледжах Алматы охвачено более 72 тысяч студентов. В 2029 году этот показатель планируется довести до 160 тысяч человек. В целом за прошедшие два года свыше 40 тыс. выпускников колледжей получили возможность выйти на рынок труда, обладая стажем работы до 1,5 лет, - рассказал директор Алматинского колледжа новых технологий Даулет Басенов.
По его словам, дуальное обучение предусматривает получение не только теоретических знаний в процессе освоения образовательных программ в учебном заведении, но и практических знаний, навыков и умений на реальном производстве.
Все выступающие отмечали важность ранней профориентации школьников на технические специальности и убедительно доказывали преимущества технического и профессионального образования. Со своей стороны руководители школ выразили свое восхищение материально-технической базой современных колледжей города, качеством профессионального образования. Они отметили, что в последние годы растет число школьников, желающих учиться в учреждениях ТиПО.