По-прежнему актуальным остается вопрос выбора профессии молодыми людьми. Помочь старшеклассникам в профессиональной ориентации, а также подготовить для них эффективную образовательную площадку сегодня является задачей на государственном уровне. И над ее решением в Алматы активно работает Управление образования города совместно с педагогами школ и колледжей.

В Алматы проходит ежегодный месячник технического и профессионального образования. В течение апреля ежедневно проводятся серия мероприятий на базе колледжей города. Главная цель – помочь школьникам сориентироваться среди множества профессий.

09042024 1 1

На первом мероприятии за круглым столом на тему «Профориентация школьников как залог успешного выбора профессии» собрались специалисты Управления образования, заведующие районных отделов образования, руководители школ и колледжей г.Алматы.

В настоящее время в стране проводится масштабная работа по модернизации профессионально-технического образования с учетом кадровых потребностей Программы индустриализации, разработана Дорожная карта развития системы технического и профессионального образования (ТиПО).

Подготовка кадров в организациях ТиПО осуществляется по  131 специальностям и 220 квалификациям для следующих отраслей экономики региона: строительство, транспорт, сельское хозяйство, энергетика, сфера обслуживания, образование, здравоохранение, связь и информатизация, экономика, - сообщил руководитель отдела ТиПО Управления образования Алматы Ерик Абишаев. – В Алматы подготовка кадров осуществляется в 85 колледжах, из них 23 являются государственными.

09042024 1 1

Он отметил, что до 2025 года планируется увеличить объем госзаказа до 18500 тысяч мест, 70% из которых будут по техническим и технологическим  специальностям. Также к 2025 году предусмотрен 100%-ный охват молодежи  бесплатным обучением по востребованным профессиям (выпускники 9 классов). По заказу предприятий осуществляется целевая подготовка кадров с обязательством трудоустройства. Сейчас по заказу предприятий обучаются 500 студентов. Ежегодно планируем увеличивать прием студентов по целевой подготовке.

«Опросы предприятий, проведённые экспертами, показывают, что около 73% потребности в кадрах приходится на специалистов технического и профессионального образования. Это в два раза больше, чем специалистов-выпускников вузов», - подчеркнул Ерик Абишаев.

По словам модератора круглого стола – директора Алматинского государственного гуманитарно-педагогического колледжа №2 (АГГПК №2) Биби Дуанабаевой, высокая значимость профессионального и технического образования в Казахстане неоспорима, поскольку именно кадры, подготовленные в специализированных колледжах, определяют экономическое и инновационно-индустриальное развитие страны.

«Известно, что из года в год растет потребность в педагогических кадрах. В Алматы функционирует 210 государственных школ, наряду с ними частных. Ежегодно открываются новые. Соответственно растет потребность в новых учителях», - поделилась Биби Дуанабаева, подробно рассказав о том, как строится сотрудничество со школами в рамках этой деятельности.

Руководители колледжей города говорили о дефиците кадров, о том, как производится набор в учреждения ТиПО, как идет подготовка специалистов, какие возможности в перспективе у студентов.

09042024 2 1

Как например, движение мирового чемпионата World Skills. «Ежегодно в рамках движения наши студенты принимают участие в региональных и национальных соревнованиях по определенным компетенциям. Цель чемпионата – рост престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства студентов, - сообщил директор многопрофильного колледжа Асылхан Бейсетбаев. – Еще один студенческий проект – международная игра «Enactus KZ». Эти национальные соревнования школьного и студенческого предпринимательства стали стартовой площадкой для успешного развития молодых предпринимателей и новаторов».

Директор колледжа индустрии туризма и гостиничного бизнеса Нурдаулет Жабыкбаев поведал об академической мобильности студента:

«Это глобальный тренд, который оказывает влияние на всех участников образовательного процесса. Для студента – это сама возможность обучаться за рубежом, большая доступность образовательных услуг, более широкий выбор образовательных программ, расширение кругозора. На институциональном уровне – это укрепление международной репутации колледжа, повышение качества учебных программ, экспорт образовательных программ и обмен опытом. С национальной точки зрения – это расширение кадрового потенциала и повышение качества профессионально- технического образования».

В этом году в рамках Дорожной карты будут организованы летние лагеря для школьников при центрах компетенций колледжей. Как сказал директор колледжа строительства и народных промыслов Камал Жамангозов, новый проект позволит учащимся школ сориентироваться для определения будущей профессии.

09042024 1 1

Привлекательные возможности для студентов скрывает дуальное обучение. В странах ОЭСР ТиПО развивается на основе коллективной ответственности учреждений образования и работодателей, заинтересованных сторон. Продвижение дуального обучения заявлено одной из главных целей ТиПО в ЕС.

«На сегодня дуальным обучением в 558 колледжах Алматы охвачено более 72 тысяч студентов. В 2029 году этот показатель планируется довести до 160 тысяч человек. В целом за прошедшие два года свыше 40 тыс. выпускников колледжей получили возможность выйти на рынок труда, обладая стажем работы до 1,5 лет, - рассказал директор Алматинского колледжа новых технологий Даулет Басенов.

По его словам, дуальное обучение предусматривает получение не только теоретических знаний в процессе освоения образовательных программ в учебном заведении, но и практических знаний, навыков и умений на реальном производстве.

Все выступающие отмечали важность ранней профориентации школьников на технические специальности и убедительно доказывали преимущества технического и профессионального образования. Со своей стороны руководители школ выразили свое восхищение материально-технической базой современных колледжей города, качеством профессионального образования. Они отметили, что в последние годы растет число школьников, желающих учиться в учреждениях ТиПО.