В пресс-туре приняли участие президент АО "Международный аэропорт Алматы" Гокер Косе, старший вице-президент Генеральный секретарь Метин Батак, старший вице-президент по наземному обслуживанию и производству Онур Шатыр, вице-президент по управлению проектами Ягиз Забун, вице-президент по внешним связям Даурен Кабиев, представители Международного аэропорта Алматы, а также представители СМИ.
Президент аэропорта Алматы Гокер Косе рассказал о деятельности компании TAV Airports Holding в мире и в Алматы, в частности, и рассказал о предстоящих планах.
Особый акцент был сделан на предстоящие планы по реновациям, планируемым в аэропорту Алматы. Особое внимание было уделено реконструкции старого терминала, модернизации и расширению парковочной зоны, а также ключевым стратегическим инициативам в контролируемой зоне, таким как расширение перрона, строительство современного противообледенительного комплекса и реновации основной ВПП.
В проект по новому международному пассажирскому терминалу было инвестировано более 220 млн. долларов. В действующее здание терминала и на развитие инфраструктур аэропорта планируется привлекать больше инвестиций в дальнейшем.
Международный терминал, построенный с соблюдением требований сейсмической и пожарной безопасности, способен выдержать землетрясение магнитудой до 10 баллов. Общая площадь составила 53,5 тыс. кв. метров. В новом терминале установлено 50 стоек регистрации, закуплено новейшее современное оборудование. Будут установлены две стойки “fast-track”, 5 киосков саморегистрации, 5 стоек “baggage drop-off”. Установлена современная система обработки багажа Alstef (Франция) с 4 каруселями (4 карусель будет установлена в ближайшее время) с производительностью 2,25 тыс. багажа в час на вылет и 3,9 тыс. на прилет (для сравнения в действующем терминале – 700 на вылет и 700 на прилет). Пропускная способность нового терминала составит 24 тыс пассажиров в час на вылет, 33 тыс – на прилет. Установлены 7 телескопических трапов в дополнение к трем в действующем в терминале. Телескопические трапы нового терминала могут принимать одновременно до семи самолетов в зависимости от размера борта.
В новом международном пассажирском терминале будут размещены 3 вип зала (в действуюшем терминале только один на прилет и вылет), в том числе новый просторный вип-зал на прилет и вылет, бизнес зал Prime Class и лаундж зона Эйр Астаны.
С учетом реновации действующего терминала общая пропускная способность аэропорта увеличится до 14 млн пассажиров в год.
Первоначальный срок сдачи нового международного терминала планировался на конец лета 2024, но в связи со стремительно увеличивающимся пассажиропотоком и в целях предоставления максимального комфорта и удобства пассажирам в период летнего отпускного периода все работы были ускорены и терминал начал принимать первые рейсы с 1 июня.
Новый терминал аэропорта станет первым в Центральной Азии, сертифицированным по программе «Excellence in Design for Greater Efficiencies (EDGE)». В строительстве использован международный опыт в части ресурсоэффективности за счет использования высококачественных изоляционных материалов, водосберегающего оборудования и передовых методов снижения выбросов парниковых газов, шума, света, отходов и загрязнения воздуха в соответствии с рекомендациями Международной организации гражданской авиации.
Для комфорта пассажиров в новом терминале предусмотрены комнаты матери и ребенка на каждом этаже, необходимые удобства для людей с ограниченными возможностями, игровая зона для детей, а также такие дополнительные удобства, как комнаты отдыха, сo-working зоны, зона для домашних питомцев. Кроме того, в новом терминале скоро будет запущен музей казахстанской гражданской авиации и истории аэропорта Алматы.
Для обеспечения пассажиров современными и комфортными условиями при прохождении паспортного контроля в новом терминале установлено 20 кабин в зоне вылета, 32 кабины в зоне прилета, 4 единицы оборудования по системе автоматизированного пропуска в зоне вылета-прилета для граждан Республики Казахстан. Планируется установить инфокиоски для комфортной навигации пассажиров.
Гокер К. также рассказал о проектах компании в рамках долгосрочного Мастер плана и реновации существующего здания терминала внутренних рейсов (Т1) после введения в эксплуатацию нового международного пассажирского терминала (Т2).
Были освещены все актуальные вопросы, в том числе работы по совершенствованию нынешнего терминала Международного аэропорта Алматы и реконструкции парковочной зоны для обеспечения максимального удобства и комфорта пассажиров, сопровождающих лиц и водителей автотранспортных средств.
Согласно плану, начаты работы по реновации текущего терминала. На первом этаже будет переделана зона обработки и выдачи багажа с установкой четырех лент и расширением общей территории до 3.8 тыс квм. Зона ожидания займет 1.7 тыс квм. На том же уровне будет размещен ВИП-зал для внутренних рейсов общей площадью 1.2 тыс квм.
На втором этаже (зона вылета) будут установлены 27 стоек регистрации в просторной “check-in” зоне (1.3 тыс квм) для комфортного обслуживания пассажиров, в том числе 2 стойки “baggage drop-off”. Зона ожидания будет расширена до 3.4 тыс квм, коммерческая площадь составит 740 квм.
В итоге пропускная способность терминала внутренних рейсов увеличится до 5 млн человек в год по сравнению с 850 тыс. человек до открытия нового терминала. Полную реконструкцию внутреннего терминала планируется завершить к октябрю 2025 года, а изменения по расширению площадей в терминале Т1 уже будут ощутимы этим летом.
После реконструкции действующего терминала общая площадь двух терминалов аэропорта составит 81,5 тыс. квм. Это позволит аэропорту обслуживать до 14 млн. пассажиров в среднесрочной перспективе (по итогам 2024 г. планируется обслужить более 11 млн. пассажиров).
Параллельно была проведена работа по расширению парковочной зоны. Была открыта отдельная парковочная зона на 226 мест на территории ВИП Южный, расширена территория общей парковки. Проработаны маршруты передвижения транспорта, расширена и удлинена эстакада для вылетающих пассажиров. В целом парковочная зона была увеличена на 46 %. Все работы планируется закончить уже к 15 августа 2024 года.
На пресс-туре была также отмечена тенденция роста количества авиакомпаний, работающих с аэропортом, как в области пассажирских, так и грузовых авиаперевозок.
С приходом новых инвесторов объем пассажиропотока увеличился с 6.1 млн. (по итогам 2021 г.) до рекордных 9.5 млн. (2023 г.). Количество пассажиропотока по внутренним рейсам увеличилось на 19% (с 4,5 млн. до 5.4 млн.), по международным – в 2.6 раза (с 1.6 млн. до 4.1 млн.). Этому способствовало восстановление международных направлений в пост-пандемийный период, а также открытие группой новых международных и внутренних рейсов.
Так, группой компаний TAV в период управления аэропортом была проведена предметная работа по привлечению новых зарубежных авиакомпаний. Количество международных авиалиний увеличилось с 21 до 35. Это позволило увеличить расширить географию международных направлений с 33 направлений до 67 в 2023 году. Также было увеличено общее количество рейсов (ATM) с 57 тыс. (2021г.) до 79 тыс (2023 г.).
Ожидается, что с запуском безвизового режима с КНР и увеличением туристического потока в / с Юго-Восточной Азии, количество рейсов и направлений будет только расти.
Внимание TAV также уделяется развитию грузовых направлений и возможностей карго-терминала гавани. С 2021 года количество грузовых авиалиний увеличилось на 33% (с 12 до 16 компаний). Это способствовало росту объемов обработки грузов с 86 тыс тонн (2021 г.) до 99 тыс тонн (2023г.).
Компания поддерживает проекты грузовых перевозок truck-to-air и air-to-air projects чтобы сделать Алматы центром грузовых авиаперевозок.
Практически завершена настройка программы автоматизации в грузовом терминале. К концу года планируется увеличить площадь хранения основных грузов на 10%, а площадь хранения специальных грузов — на 30%. В этом году планируются завершить строительство новых специальных помещений для опасных и ценных грузов. В рамках проекта грузовых перевозок truck-to-air будет открыт новый парк грузовых автомобилей, вмещающий 50 грузовиков. Рядом с грузовым терминалом планируется построить новый перрон для грузовых самолетов.
Департамент Корпоративных Коммуникаций
Международный аэропорт Алматы