Подвиги героев древности, наверное, никогда не перестанут волновать, будоражить воображение и задевать за «живое» всех нас – потомков и наследников, получивших и предающих в веках эстафетную палочку культуры и преемственности.

Вот и новый документальный фильм режиссера Бахыта Каирбекова «Кочующие в мирах» стал своеобразным рассуждением-осознанием об удивительных культурных параллелях Царства Шумеров и кочевников Центральной Азии.

Этот яркий, самобытный, красочный и запоминающийся двухлетний проект стал своего рода результирующим итогом размышлений г-на Каирбекова, полученных им от произведений Олжаса Сулейменова «Азия. Шумер-наме» и Мурата Ауэзова «О всевидавшем».

В своей работе он делает акцент не на привычный образ царя и полубога Гильгамеша, а на его «рожденного в степи» свободолюбивого друга животных и птиц Энкида. Этот степной Маугли, равный по своей мощи Гильгамешу, становится не только его соратником, но и мудрым советчиком по жизни. К тому же его духовный мир оказывается так богат, что, лишившись верного плеча нового соратника царь и полубог, бывший тиран и насильник, оплакивает Энкиду, молит богов вернуть друга из ада.

22102024 4

Как было замечено на последовавшей за окончанием фильма сессии «ответов и вопросов» этой новой интерпретации эпоса режиссер не только сам видит символы и образы, присущие кочевникам Великой Степи,но и старается показывая растолковать их своему зрителю подводя, тому что они повсеместны для кочевников Великой Степи в их обрядах и верованиях. К тому же, как прозвучало далее главное в эпосе для Бахыта Каирбекова – тема братания культур – оседлой и кочевой, что это своеобразная попытка стать союзом, культурным симбиозом двух параллельно развивающихся миров. И в этом прочтении эпос становится гимном дружбе, где ключевая роль остается за Энкидом.

– Я всегда чувствовал особую связь с нашими предками-кочевниками, рассказывая о своем фильме, заметил Бахыт Гафуович. – Им несправедливо отведена роль варваров, истребителей культурного наследства. Миф этот должен быть развеян.

И как режиссером было отмечено далее:

«… Я призываю зрителей обрести уникальное наследие, в котором, как и в каждом из нас, живет дух свободы и гармонии с миром».

К тому же неповторимая красота древнейшего скального города Петры лишь добавляет лоск и налет загадочности и фильму, и его героям. Здесь съемки длились всего три дня. Жара, местные бедуины и многочисленные туристы стали теми камнями преткновения, что только затягивали весь съемочный процесс, длившийся с раннего утра и до поздней ночи. Но группа выдержала все превратности, как и молодые актеры, что были задействованы в нем. Хотя многие моменты уже потом были до сняты в павильоне.

Со своей стороны хочется только добавить, что фильм «Кочующие в мирах» и подобные ему было бы хорошо показывать школьникам в рамках исторических программ о мифологии древнего мира

Светлана Карягина