Аутизм – расстройство, возникающее из-за нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
На брифинге Региональной службы коммуникаций Алматы заведующая отделением педиатрии Городской клинической больницы №5, врач высшей категорий Хадиша Султанкулова подробно разъяснила особенности этого заболевания.
По словам спикера, признаки аутизма проявляются в возрасте до трех лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра (РАС).
«Ранний детский аутизм встречается в 2-4 случаях на населения, а сочетание аутизма с умственной отсталостью - до 20 на население. У мальчиков преобладает в соотношении 3-4:1», - отметила Х. Султанкулова.
Она также назвала причины аутизма: влияние резидуально-органического фактора, то есть последствия патологии беременности, родов, черепно-мозговых травм и инфекций; врожденная дисфункция мозга; следствие недоразвития нейронных структур, необходимых для переработки информации.
Выделяют следующие виды аутизма: другие дезинтегративные расстройства детского возраста; гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями; синдром Аспергера; неуточненное общее расстройство развития.
Для определения аутизма требуется триада симптомов (Лоры Винг): недостаток социальных взаимодействий; нарушенная взаимная коммуникация; ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.
Х. Султанкулова обратила внимание на то, что в младенческом возрасте у ребенка могут проявляться такие симптомы, как искажение реакции на дискомфорт; чрезмерно бурные реакции испуга и плача в ответ на слабые звуковые раздражители и незначительные изменения окружающей среды; аффективная готовность к общению со взрослыми; позднее возникновение лепета; необычная жестикуляция; слабая реакция на попытки общения; словарный запас скудный к возрасту; меньше согласных звуков в речи.
Также такие дети реже сверстников комбинируют слова и сопровождают их жестами, реже обращаются с просьбами и делятся своими переживаниями, не проявляют особого интереса к играм со сверстниками, предпочитают играть в одиночестве.
Спикер остановилась и на нарушениях вербальной и невербальной коммуникации у детей с аутизмом. Во-первых, это значительные нарушения зрительного контакта, мимической экспрессии, поз, жестов, служащих для установления социального взаимодействия. К примеру, ребенок избегает прикосновений, напрягается, застывает, когда берут его на руки или обнимают, не смотрит на партнера, не улыбается при взаимодействии с людьми, не здоровается с родителями и гостями, смотрит в одну точку в ситуациях социального взаимодействия и др.
«У детей с аутизмом есть ограничения и повторяющиеся действия и интересы, такие как бесцельные движения, потребность в однообразии, сопротивление переменам, ритуальное выполнение повседневных занятий в одном порядке и в то же время соблюдение неизменной диеты или ритуала облачения в одежду. Кроме того, важно отметить и такую особенность, как аутоагрессия, приводящая или способная привести к ранениям самого человека, например, укусы себя. Около 30% детей с РАС в течение жизни причиняли себе повреждения», - подчеркнула Х. Султанкулова.
Врач рассказала о перспективах людей, имеющих ранний детский аутизм. Она считает, что постепенно ребенок может развить иногда достаточно глубокие и прочные связи с родителями, родными; улучшить свою социальную адаптацию. Может лучше воспринимать обращенную речь, но отсутствие взаимности в отношениях сохраняется.
Кроме того, небольшое количество детей делают значительный шаг вперед в течение подросткового периода. Но у 40% людей может именно в подростковый период наблюдается ухудшение состояния.
«Известно, что при отсутствии лечебно-коррекционной помощи до 70% детей с аутизмом становятся глубокими инвалидами и нуждаются в постоянной помощи посторонних лиц», - сообщила заведующая отделением педиатрии Городской клинической больницы №5.
Х. Султанкулова отметила относительно новый вид аутизма – виртуальный. Он появился не ранее чем 10 лет назад и начало его совпадает с развитием мультимедийных плазм, планшетов и телефонов. Иными словами, это такие случаи, когда дети, имея нормальное развитие, получают неврологический откат.
Врач советует для профилактики виртуального аутизма во время приема пищи не давать гаджеты ребенку, много разговаривать с ним, все ему объяснять, постоянно называть по имени. Малышам обязательно нужен зрительный контакт, то есть живой человек, вместо непонятных мультяшных персонажей.
Что касается профилактики врожденного аутизма, то спикер отметила, что женщина перед планированием беременности и во время беременности должна консультироваться у гинеколога. Если женщина до и во время беременности принимала фолиевую кислоту, то вероятность развития аутизма у ребенка снижалась почти в четыре раза.