Ильяс Мухамед-Халельевич Сулейманов, доктор философских наук, ювелир международного класса, прожил всего 61 год земной жизни, но оставил яркий след в истории Казахстана, внёс свой вклад в развитие страны.
Ильяс родился 25 июня 1964 года в городе Алма- Ата, ныне Алматы, в семье молодых учёных. Отец, Мухамет- Халель Тулебаевич Сулейманов, был физиком, публицистом и автором научных статей в области физики, а также публикаций и книг на исторические темы. Работал в системе Академии наук Казахской ССР, затем в военно-историческом отделе Министерства обороны РК. Мама, Умутжан Султановна Шайкемелева - физиолог, несколько десятилетий работала в системе Академии наук, затем помогала сыну в производстве ювелирных изделий как директор по производству.
А тогда, в 1964 году, счастливые молодые родители решили назвать сына в честь двоюродного деда, выдающегося государственного деятеля Ильяса Омаровича Омарова (1912-1970). Образ Ильяса Омарова был в семье Сулеймановых идеалом, эталоном чести и достоинства. Мухамет-Халель Сулейманов часто рассказывал детям о благородстве, интеллигентности, широком экономическом и государственном мышлении Ильяса Омаровича, восхищался его чувством юмора, находчивостью, нестандартным мышлением, умением достойно справляться с самыми сложными ситуациями.
На Ильяса Сулейманова влияли и родные со стороны мамы. Среди них были выдающиеся учёные. От предков и от самих родителей Ильяс унаследовал одарённость, любовь к знаниям, дружелюбность и открытость миру, любовь к истории и культуре, сочувствие нуждам других людей.
В детстве и юности Ильяс был очень общительным, любил компании сверстников, одноклассников, однокурсников. В студенческие годы возглавлял в Казахском государственном Университете политклуб «Резонанс». Политбои этого клуба собирали внушительную аудиторию со всего города. Неудивительно, ведь в политклубе выступали талантливые студенты, позднее ставшие известными в политической, экономической, медиа сферах страны.
Уже в школьные годы Ильяс искал самостоятельности, был энергичен, инициативен в своих жизненных поисках. Так, будучи старшеклассником, он отправился в археологическую экспедицию под руководством археолога-профессионала Ерболата Смагулова в Туркестан. Позднее Ильяс работал в Студенческих строительных отрядах (ССО) как в Казахстане, так и в Германской демократической республике. Учился Ильяс в знаменитой Физико- математической школе, а позже на математическом факультете Казахского государственного Университета. Математика Ильясу в жизни помогала, давая умение прогнозировать, анализировать, делать экономические расчёты не только в сфере малого бизнеса, но и в заботах о судьбе казахстанского ювелирного бизнеса в целом.
После Университета Ильяс работал в Средней школе № 119 учителем математики и обществоведения. Когда его призвали в армию офицером, лейтенантом, он ушёл на военную службу, несмотря на попытки родителей его учеников остановить его письмами в военкомат. Ильяс служил в Темиртау, но трагическим поворотом стало направление в Афганистан. Это страница его биографии сыграла большую роль во всей его последующей жизни. В течение двух лет службы Ильяс получил повышение до звания старшего лейтенанта, а также награды. После службы он вернулся к гражданской жизни, поступил в аспирантуру Института философии и права Академии наук Казахской ССР, усердно учился. Тем временем, страна, которой он служил, уже рушилась. Вот как Ильяс сам рассказывал о том времени:
«Я был аспирантом, женился, нужны были деньги. Устроился подрабатывать. Сперва подрабатывал в камнерезной мастерской при геологическом музее. Затем, когда научился обрабатывать камень, стало интересно его оправлять. Я устроился учеником- подмастерьем в реставрационную мастерскую при Центральном государственном музее, где начальником мастерской был Пётр Мыкалов, ныне Трибунский. Учитывая, что я археологией, в общем- то уже увлекался, впервые в археологической экспедиции был в 1980 году, то эта тема была мне очень близкой. Всё это настолько меня увлекло, что, начиная от вполне понятной и банальной причины зарабатывания денег, сама работа очень увлекла меня, поскольку это была геммология и минералогия, которой я увлекался с детства. Меня приобщил к этому родственник, доктор геологических наук, профессор Арыстан Бекмухаметов, когда в детстве подарил мне коллекцию минералов. Потом я коллекционировал минералы, неплохо разбирался. Это меня увлекало с детства. К тому же, в 1980 году я побывал на раскопках в туркестанском археологическом отряде Южно-Казахстанской экспедиции под началом (руководством) известного нашего ученого археолога Ерболата Смагулова. Наконец, был один немаловажный фактор- обретение Казахстаном Независимости. Стало возможным говорить и исследовать то, о чём раньше не говорилось, что было под запретом, о чём знал только узкий круг учёных. Историческая правда стала общим достоянием. Проснулся национальный дух. Мне стало интересно всё совмещать , все эти знания, которые у меня были, то, что я успел получил в период аспирантуры по философии, а также то, что уже знал или начинал узнавать из нашей богатой истории, уходящий в глубь веков, точнее, в глубь тысячелетий. А самое главное, благодаря обретению Независимости нашей страной, возможность что-то делать и творить, реализовать свой потенциал, а при этом ещё и зарабатывать - эта потрясающая и уникальная возможность всё решила.
Поэтому в 1991 году я обратился к своим знакомым, друзьям из Казахстанской организации ветеранов войны в Афганистане. Через районную организацию вышел на городскую, а дальше на республиканскую, которой руководили Николай Васильевич Задорожный, в то время депутат Верховного Совета, и Андрей Викторович Борискин. Я изложил им свою идею создания малого предприятия «Зергер». Зергер в переводе с казахского - «ювелир». Предприятие при КРОВВА, Казахстанской Республиканской Организации Ветеранов войны в Афганистане. Они заинтересовались, поддержали меня. И мы создали эту фирму. Прежде чем обращаться к своим сослуживцам и друзьям, я узнал порядок, как получать лицензии. Тогда была структура, которая называлась Государственная Инспекция пробирного надзора. Это была серьёзная и грозная организация ещё со времён СССР. Она контролировала всё движение драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Казахстана. Это касалось не только ювелирного производства и продаж, но и научных предприятий, оборонной промышленности, медицинских учреждения и так далее. Все приборы, инструменты, всё, где есть драгметаллы, было под жёстким контролем Пробирного надзора.
Возглавлял эту организацию тогда Булохов, замечательный человек, с правильными взглядами. Когда республика обрела суверинет, он, будучи этническим русским, с энтузиазмом воспринял обретение Казахстаном суверенитета, и был очень рад, что к нему обратился начинающий ювелир с идеей создать такое первое частное предприятие, негосударственное и некооперативное. Он объяснил, что нужно зарегистрировать предприятие, фирму, выполнить ряд требований, и только тогда он выдаст лицензию. С этим вопросом я обратился в Казахскую организацию ветеранов войны в Афганистане. Задорожный и Борискин меня поддержали. Как организационно, так и финансово. Я был аспирант, жил в общежитии. У меня не было ни гроша за душой, практически ничего. Ребята мне помогли. Мы зарегистрировали Малое предприятие при КРОВВА. Ребята помогли арендовать помещение в Доме моды «Макпал», где-то в подвале. Это была мастерская. Позже Юрий Николаевич Булохов, начальник инспекции пробирного надзора после выполнения нами всех технических требований по обеспечению сохранности, учёта и так далее, выдал лицензию. Это было 15 октября 1991 года. С тех пор эта дата считается не только Днём рождения «Зергера», ныне «Zerger Ilyas” и меня как профессионала. Лицензия была выдана мне персонально, не на юридическое лицо. Это дата стала и Днём Рождения свободного малого бизнеса Казахстана в этой отрасли».
Марка «Zerger Ilyas” является ровесницей независимого Казахстана.
Помимо бизнеса, Ильяс никогда не забывал, что его фирма действовала при Казахской организации ветеранов войны в Афганистане. В те времена ТОО «Зергер» подарило 4 квартиры, 18 автомашин для инвалидов афганской войны. 7 инвалидов было отправлено на лечение в европейские клиники. 4 ветерана были направлены на хадж в Мекку. «Зергер» спонсировал развитие малого бизнеса среди ветеранов-афганцев, а также строительство памятника воинам-интернационалистам в Алматы. В 1993 и 1995 годах фирма «Зергер» спонсировала выпуск сборников стихотворений и песен ветеранов войны в Афганистане «Память из пламени». В одном из них опубликованы несколько стихотворений Ильяса Сулейманова.
В 1990-х годах Ильяс сумел сделать невозможное: из европейского сырья он производил в Казахстане украшения, которые шли на экспорт в Европу. В 1995 году Ильяс Сулейманов представлял страну в Париже на Сотой, юбилейной сессии Международной выставки «BIJOHRCA”, пройдя отбор строгого жюри. По словам ученицы и в то время сотрудницы фирмы «Зергер», а ныне владелицы собственной фирмы, Светланы Чусовитиной, это был уникальный прорыв, какого больше не было. Изделия из пейзажного агата были высоко оценены Ассоциацией геммологов Франции. Были получены деловые предложения, которые в те времена были неосуществимы.
О работе с пейзажным агатом Ильяс Сулейманов говорил так: «Нужно переработать огромное количество камня, чтобы определённый срез соответствовал задумке художника. Это очень кропотливая работа. Когда «пейзаж» готов, его нужно обрамить металлом и «подсветить» драгоценными камнями. Если всё сделано с душой, получается настоящий шедевр».
В течение 34 лет существования своего бизнеса, Ильяс Сулейманов постоянно развивался, учился, совершенствовал мастерство, расширял кругозор, проявляя себя историком, философом, этнографом в ювелирном деле. Он щедро делился знаниями как с молодыми ювелирами, так и с широкой публикой в качестве автора статей в республиканской прессе, в интервью на телеканалах. В 1990-х годах Ильяс Сулейманов стажировался в Европе, посещал ювелирные производства в Германии и Швейцарии. Всю свою жизнь, во всех поездках он стремился посещать музеи: в Европе, в России, в Турции. Ильяс собирал материалы для культурологических книг, которые, к сожалению, не успел написать. Но все его знания и эстетический вкус воплотились в ювелирных изделиях.
Особую роль в творческой жизни Ильяса сыграла стажировка в 2007 году у выдающегося дизайнера, доктора философии и культурологии Паолы Валентини. Именно она подтолкнула ученика из Казахстана к созданию принципиально нового стиля: «Евразийского этномодерна». Драгоценности, выполненные стиле «Евразийский этномодерн» - это знаки культуры Великой степи. Каждое украшение- символ, в котором застыла история от далёких предков до наших дней.
В 1990-х годах в Казахстан хлынул поток импортных изделий, среди которых были как подделки, так и контрабанда. Появились на рынке также и незнакомые советским женщинам камни или металлы. В это время Ильяс объяснял общедоступно в своих статьях как избежать покупки подделок, в чём особенности белого или жёлтого золота, которое тогда не было популярным, объяснял, как отличаются по качеству камни. Он рассказывал для широкой публики, какие бывают стили в ювелирном искусстве, как их сочетать с одеждой. Он рушил стереотипы и банальные представления, рассказывал о новых тенденциям моды. Всё это было своего рода просветительской работой.
В 1997-98 годах Ильяс Сулейманов вернулся к философии. Он защитил в Москве докторскую диссертацию на тему «Семиотика визуальных архетипов. Диалектика содержательного и формального». Одновременно он стажировался в Москве и Цюрихе по геммологии и оценке драгоценных камней, ювелирных изделий, часов и антиквариата. Постепенно Ильяс стал популярен не только как творец изделий, но и как оценщик. В эти же годы Ильяс Сулейманов написал сборник «Лекций по философии». А в 2010 году он издал книгу «Праиндоевропейские корни в казахском языке». В юности Ильяс писал стихи, а в зрелом возрасте увлекался филологическими изысканиями. Очень много сделал он как редактор и издатель для популяризации литературного наследия отца, Мухамет-Халеля Сулейманова.
С 1998 по 2004 год Ильяс возглавлял Казахстанскую ассоциацию ювелирного бизнеса, был региональным оператором по маркетингу группы De Beers. Стажировался в центральном офисе De Beers в Лондоне. В бытность Ильяса Сулейманова главой Казахстанской Ассоциации ювелирного бизнеса были сделаны шаги в сторону его либерализации. В этот период был инициирован ряд изменений в законодательстве, касающихся ювелирной и золотодобывающих отраслей, в том числе, отмена акцизного налога. Был проведён ряд обучающих семинаров для субъектов ювелирного бизнеса по менеджменту, рыночному товароведению, маркетингу, розничной торговле. Число субъектов ювелирного бизнеса выросло в десятки раз, включая легализацию теневого сектора экономики. За годы творческой деятельности Ильяс Сулейманов многократно был членом жюри Республиканских и Международных конкурсов и выставок, давал мастер-классы, участвовал в выставках в Швейцарии, Австрии, России, Турции, Кыргызстане, Узбекистане и других странах.
За 34 года творческого пути Ильяс Сулейманов получил множество наград: он стал лауреатом 100-й сессии BIJOHRCA, кавалером Бриллиантового Ордена Карла Фаберже 2-й степени, Гроссмейстером Ордена Франца Бирбаума, Кавалером Ордена Абильмансура Аблайхана от Международной Академии Чингисхана, Кавалером ордена «Почётный ювелир мусульманского мира», лауреатом Carl Faberge International Award, лауреатом награды TURKSOY (2009 год, Алматы), Кавалером ордена «Курмет»..
Помимо успехов в деловой, научной и творческой деятельности, Ильяс был заботливым сыном, братом, а также мужем и отцом двух бесконечно любимых им детей.
Безвременный уход Мастера оборвал историю его восхождения и постоянных творческих поисков. За неделю до своего ухода он начал осваивать искусственный интеллект, завершил изготовление новой коллекции, которую мечтал представить публике. Он ушёл в первый день осени, последней осени своей жизни. Он ушёл в первый год осени жизни, ещё совсем молодой духом, умом, интеллектуал, полный планов, надежд и любви к жизни.
На вопрос, к чему Вы стремитесь, Ильяс отвечал: «Величайший немецкий философ Гегель говорил: «Всё, что мы делаем, идёт к земле и становится либо почвой и основой, либо уходит вглубь, в небытие и забывается. Я хочу, чтобы и моё детище, бренд “Zerger Ilyas” , и наша молодая Республика всегда создавали то, что будет становиться основой для чего-то большего, более качественного и настоящего!»
Будем желать, чтобы то доброе, что он сделал в жизни, осталось почвой и основой для будущих успехов новых поколений. А страна, патриотом которой он был, будет процветать. Он так мечтал о процветающем, демократическом Казахстане.