Пилотный проект «Комфортная школа»
Правительство Казахстана в ноябре 2022 года приняло Национальный пилотный проект «Комфортная школа», который позволит исключить трехсменное обучение и дефицит ученических мест в организациях среднего образования.
Концептуальными отличиями новых комфортных школ станут соблюдение единого стандарта строительства, обеспечение шаговой доступности, повышенные меры безопасности детей, применение строительных материалов и оборудования казахстанского производства, полное оснащение предметными кабинетами и лабораториями, наличие раздельных учебных блоков и спортивных залов для учащихся младших и старших классов, необходимые условия для детей с особыми образовательными потребностями и др.
- Создание комфортной и безопасной образовательной среды в организациях среднего образования, строящихся в рамках национального проекта, также является одной из главных задач проекта. Кроме того, необходимо устранить разницу в качестве образования сельских и городских школ. Так в период с 2023 по 2025 годы планируется построить 401 школу. По проекту планируется строительство школ в два этапа. На 1 этапе по РК объявлено 163 лота на сумму 815 млрд тенге. На первом этапе в Алматы планируется построить 13 школ на сумму 90,9 млрд тенге, – сказал председатель Палаты предпринимателей г. Алматы Ауез Таймбетов.
По официальным данным, за годы независимости количество школ в стране сократилось на 1,4 тыс. единиц. Сейчас в стране насчитывается 3,7 млн школьников. Из них 2,2 миллиона детей посещают городские школы, 1,5 миллиона детей – сельские.
В настоящее время в школах городов не хватает 174 тыс. мест, в сельской местности – 96 тыс. мест. Классы переполнены, дети обучаются и в две, и в три смены. Такая ситуация распространена в Алматинской, Атырауской, Мангистауской, Западно-Казахстанской, Акмолинской, Павлодарской областях и городе Шымкент.
В рамках проекта в Алматинской и Туркестанской областях будет построено 63 школы, в Мангистауской – 24. Вместе с тем, в крупных мегаполисах существует ряд очагов образования. В Шымкенте планируется построить 25 школ, в Астане – 24, а в Алматы – 22 школы. Школы будут построены на всей территории Казахстана.
В Алматы планируют построить 22 школы на 37 100 ученических мест (2 смены): Турксибский район – 4 школы на 6400 мест; Наурызбайский район - 5 школ на 7900 мест; Медеуский район – 1 школа на 2000 мест; Жетысуский район – 1 школа на 1200 мест; Бостандыкский район – 3 школы на 6000 мест; Ауэзовский район – 1 школа на 600 мест; Алмалинский район – 1 школа на 1500 мест; Алатауский район – 6 школ на 11500 мест.
В рамках реализации Нацпроекта предусматривается вовлечение отечественных товаропроизводителей. Между тем, ключевым требованием Нацпроекта является осуществление закупа через Реестр товаропроизводителей АО «Самрук-Қазына» и/или Реестр отечественных производителей (на основании сертификатов СТ-KZ и для мебельной отрасли на основе Индустриального сертификата+ СТ-KZ).
- НПП «Атамекен» подготовлен Реестр отечественных производителей товаров, работ и услуг, который рекомендован к применению при реализации Нацпроекта. Реестр сформирован на базе данных Бюро национальной статистики по зарегистрированным юридическим лицам и ИП согласно соответствующим видам деятельности. Он содержит наименование организации, код вида деятельности, которой она занимается, регион субъекта предпринимательства и зашифрованный БИН, – отметила начальник отедал местного содержания и закупок РПП г. Алматы Жанна Мурзакулова.
В реестр НПП включены:
32728 – строительных компаний, имеющие действующие лицензии на проектирование, строительно-монтажные работы и подведение инженерных коммуникаций;
8812 – мебельных предприятий, в том числе производители школьной мебели, корпусной мебели, офисной, металлической, мягкой, стульев и другие виды;
- 1401 – юридическое лицо;
- 7411 – индивидуальных предпринимателей
11595 – производителей строительных материалов;
4377 – производителей оборудования.
Помимо социальной составляющей проекта, она имеет и экономическое значение. Таким образом, будут предприняты усилия по систематическому решению проблемы нехватки учебных заведений, ликвидации аварийных и трехсменных школ. Будут созданы новые рабочие места, увеличена доля местного содержания с привлечением отечественных производителей, созданы условия для повышения качества образования, – заключил Ауез Таймбетов.